Весь 2020 год я и мои коллеги из агентства "Интериум" ежедневно пользовались сервисами для видеозвонков. Один из самых простых в использовании и потому популярных - Zoom.
Эпидемия выявила интересный момент - казалось, что будучи поставленными в необычные рамки изоляции, мы придумаем какие-то принципиально новые формы взаимодействия в виртуальной среде. Это ощущение витало в воздухе, однако по итогу почти 9 месяцев с момента локдауна можно констатировать, что ничего сильно нового мы так и не придумали.
За редкими исключениями, все старые форматы, будучи перенесёнными в онлайн, скатываются в ту или иную модификацию вебинара или звонка в Zoom. Это касается и онлайн-конференций, и онлайн-саммитов, онлайн мастер-классов и любых других коллективных форматов общения.
Из чего-то действительно нового можно выделить:
- Онлайн-концерты
- Премьеры в интерактивных мирах
- Онлайн-тренировки
- Онлайн-забеги
- Онлайн-вечеринки
- Онлайн-экскурсии
В плане эффекта и реализуемости хорошо показал себя формат онлайн-концертов – популярный артист всегда сможет собрать аудиторию фанатов вне зависимости от среды (онлайн или офлайн), пресса также хорошо освещает такие события, особенно если они происходят впервые у артиста. Из особенностей такого формата можно выделить возможность как организовать такой концерт в виде онлайн-трансляции, так и в виде заготовленной записи (что, правда, убивает магию момента).
На самом деле, большинство "новых" форматов так или иначе уже были придуманы и опробованы ранее, но благодаря эпидемии получили широкое распространение.
Мнение о том, что для таких мероприятий требуется значительно меньшее количество бюджета, можно назвать частично ошибочным. Несмотря на то, что у вас пропадает необходимость платить за реальный физический зал, вам всё так же нужно арендовать каналы для каждого подключившегося пользователя, как правило, они выкупаются блоками и вы также можете "не угадать" (выкупить больше трафика, чем нужно, или наоборот). Это касается большинства форматов онлайн-мероприятий, где необходимо использование специализированных площадок (с ограничением доступа, оплатой, возможностями по модерации и т.д.). В остальном у вас остаются всё те же расходы – вам нужно оборудование для выступающих, мебель, брендинг, расходы на печатную продукцию сменятся расходами на контекст и таргетинг.
Профессия организатора мероприятий в одном из популярных материалов в СМИ была недавно названа вымирающей - и это правда так, требования предъявляемые к организатору мероприятий сейчас достаточно сильно видоизменили эту профессию (которая и так, сама по себе, стала менее востребованной). Теперь такому профессионалу нужно значительно лучше разбираться в онлайн-маркетинге, трафике, конверсиях, привлечении лидов и т.д., ведь экономика мероприятия теперь зависит только от онлайн-канала.
К основным сложностям "цифровизации" мероприятий можно отнести несколько особенностей:
- Они быстрее, спикеры стараются говорить по делу, каждое выступление лучше проработано и делается в комфортной для выступающего среде, значительно труднее завязываются разговоры с аудиторией, а из-за лимитов на выступления такие беседы пресекаются модератором и редко продолжаются после завершения выступления
- Они без "афтепати" или иного сопутствующего общения - вы не можете пообедать с заинтересовавшим вас человеком, т.к. вы можете находиться в разных часовых поясах и иметь разные планы на последующее время, тогда как на классических мероприятиях обычно вы выделяете себе день или полдня просто для общения и просто физически трудно его избежать
- Они ограничены во взаимодействии - площадки до сих пор не продумали, как обеспечить между участниками "химию" и как перенести в онлайн все возможные форматы общения на классических мероприятиях (часто я вижу, как очередной сервис для онлайн-общения реализует какую-нибудь фишку из классической физической коммуникации, например возможность "подойти" к участнику группового диалога и начать мини-диалог, но успешных примеров такого функционала видеть еще не доводилось), плюс многим просто непривычно много чатиться или активно проявляться, участие в мероприятии происходит по принципу "послушал, выключил"
- Нельзя сказать, что технологии достаточно развиты и стабильны - их нестабильность это основная проблема для развития онлайн-мероприятий, до сих пор нам приходится сталкиваться с ситуациями как у той или иной площадки, где участвуют наши представители, что-то отрубается, падает канал, звук, отключаются отдельные пользователи и т.д., вероятно это глубокая проблема, которая связана как с недостаточным уровнем развития проводного и беспроводного интернета (ширина и стабильность канала), так и недостатком программистов в индустрии
- Часть форматов отмирает - уже не так просто провести классическую дегустацию для прессы (пресс-завтрак) или бизнес-завтрак, пресс-тур или выезд на несколько дней, в эпоху онлайна смысл таких мероприятий теряется Мы же, в свою очередь, продолжаем ждать интересных и прорывных находок в форматах онлайн-мероприятий и с удовольствием изучаем все необычные подходы.