Уточню - Скорее всего, к датскому.
Ибо мы имеем пока только один представленный и утверждённый план работ для Фортуны и вспомогательных судов, и он касается недостроенного участка в датских водах. Сегодня, 14 января, утром пресс-секретарь Датского энергетического агентства Туре Фальбе-Хансен сообщил, что Дания получила расписание планов строительства газопровода "Северный поток 2", как ожидается, оно начнется 15 января, на основе условий, оговоренных в выданном разрешении.
"Я могу подтвердить, что все соответствующие условия выполнены", - отметил он.
Итак, ВСЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНЫ. Запомним это.
Движение началось в 12:15 МСК. К выходу из немецкого порта Висмар, где Фортуна пережидала новогодние праздники, её тянут буксиры, как и предписано правилами порта, а уже на "большой воде" её передадут её штатным "оруженосцам" Эрри или Катуни, которые и займутся непосредственно её транспортировкой к месту работ.
Чем этот выход Фортуны на работу замечателен?
А тем, что работа в датской зоне, в отличие от декабрьских работ в немецкой зоне, будет проходить на глубинах свыше 30 метров, а значит уже будет совсем другая ситуация, подпадающая под действие американских санкций. Вот и посмотрим.
Ситуация будет крайне интересная по нескольким показателям и покажет:
- насколько Газпром готов сам к санкционному давлению, ведь как неоднократно трындели недруги проекта, Америка не будет наказывать только конкретных исполнителей, а будет расследовать схемы попыток "обмануть санкции", и наказывать реальных заказчиков.
- насколько к реальным санкциям готовы европейские партнёры проекта, потому что единичные превентивные выходы некоторых компаний, которым можно найти замену - это одно, а вот поддержка проекта на официальном уровне немецких властей, инвесторов проекта, и техническая поддержка на логистических центрах проекта (в Мукране, например) - это совсем другое.
- насколько состоятельны (или несостотельны) все спекуляции на тему отсутствия страховок и сертификации для оборудования на судах, строящих газопровод, ведь если работы начнутся, станет очевидным, что такой проблемы не существует. Сегодня Хансен отметил, что ВСЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНЫ, а значит, по логике, выполнены условия по страховке и сертификации оборудования.
- насколько сама Фортуна технически готова к работам на таких глубинах. Да, в декабре Фортуна показала, что к работам она готова, но несмотря на то, что декларируется, что работать она может на глубинах до 200 метров, всё же у нас пока нет доказательств того, что она спокойно может работать на глубине 50-60 метров, она до этого работала только на мелководье. Кроме того, интересен будет погодный вопрос, посмотрим насколько Фортуна готова к погодным невзгодам января-февраля.
- ну и конечно, самым интересным будет вопрос темпа. В характеристиках Фортуны мы видели цифру до полутора километров газопровода в сутки, однако по работе в немецкой зоне видели только темп до 500 метров, да и то с натяжкой. Это, конечно, темп совершенно неприемлемый, если Фортуна будет работать одна, без Черского. Поэтому - ждём завершения проблем Черского и присоединения его к работам.
В целом можно констатировать, что вот сейчас проект вступает в решающую фазу, и начинается самое интересное и сложное. Если этот этап соединения хотя бы одной нитки газопровода мы завершим, все остальные проблемы будут на порядок легче.
Удачи нашим строителям, следим внимательно за ситуацией, по мере появления существенных новостей в этом блоге будут появляться новые обзоры.
UPD. Вечером 14 января то, что Фортуна идёт на работы в датские воды, официально подтвердила и компания оператор проекта Норд Стрим 2.
На месте начала строительства уже находится Балтийский Исследователь. Таким образом, к вечеру 14 января стало уже окончательно ясно, что Фортуна идёт в датские воды класть трубы на санкции США.