После долгого перерыва продолжила читать Золя,все хочу собрание сочинений от и до прочитать (неплохая задача на 2021 год).
В этот раз — "Накипь" и "Дамское счастье", объединенные центральным персонажем Октавом Муре.
И я, как и раньше после чтения романов Золя, в смешанных чувствах от восторга до недоумения.
Золя очень любит жизнь, то, что называется неодушевленным миром, его он описывает с упоением, поет серенаду всему: от сырных лавок и садов до прилавков с тканями, отделанными витринами, причем так, что тебя этими серенадами и захлебывающимися многословными описаниями просто придавливает. А потом он вспоминает, что мы тут не просто так, а обличать пороки капитализма и буржуазии собрались! И с тяжким вздохом неохотно переходит к людям.
Люди у Золя, в отличие от сыров, садов и тканей в подавляющем большинстве своем — “жалкие, ничтожные личности”(с), которым лишь бы денег заработать да брюхо набить. Изредка попадаются светлые Мэр-Сью типа Золушки-Денизы, ради которой Золя подонка-Муре из “Накипи” легкими росчерками пера превращает в “ну ничего такого, любовь его перевоспитала!”— Муре из “Дамского счастья”. При яркости описания внешнего — условных жирных затылков и роскошных плеч — внутренне персонажи Золя постоянно мне кажутся картонными. Фигурками, которыми Золя разыгрывает свою партию, с целью продемонстрировать, обличить и заклеймить. Масками. Вот добродетельная бедность, вот порок во всем его многообразии, и порок обязательно будет наказан, так или иначе. Даже странно, что у Муре в “Дамском счастье” условный хэппи-энд с его “Золушкой”. Хотя нет, не странно, тут задача была не “наказать порок”, а наградить бескорыстную Денизу принцем сомнительного качества.
Хотя главное в “Дамском счастье”, конечно, не любовная линия, а то, как изящно показана неотвратимая железная поступь нового капитализма по частной торговле. Прекрасный, хоть и многословный, учебник по истории экономики.
Да, “Накипь”. “Накипь” - это приквел “Дамского счастья”, про жизнь буржуазного многоквартирного дома со сплетнями, пороками и развратом, всё плохо, буржуазия обречена, деньги грязь, все это перемежается многостраничными описаниями самого дома, его коридоров и обстановок квартир. Типичный Золя, короче.