Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Вокзал Хабаровска. Как менялся он от эпохи к эпохе?

В 17 веке Россия проиграла борьбу за Приамурье с Китаем. Однако время в те века работало на Россию, а присутствие Китая во Внешней Маньчжурии оставалось сугубо номинальным, и в прошлой части я показывал памятники настоящим основателям Хабаровска.

Восточно-сибирский генерал-губернатор Николай Муравьёв-Амурский в 1854-58 годах провёл 4 Амурских сплава, в ходе которых уже новое, регулярное казачество расселилось вдоль реки, а Айгунский договор 1858 года обозначил новую русско-китайскую границу по Амуру и Уссури. И вот 31 мая 1858 года 13-го Сибирский линейный батальон под началом Якова Дьяченко высадился напротив слияния двух рек и основал военный пост имени Ерофея Хабарова. А рядом и деревня Хабаровка не замедлила разрастись.

По задумке Муравьёва, вышедшего в отставку в 1861 году, центр Русского Приамурья должен был лежать в низовьях. Но Хабаровка на перекрёстке речных дорог, у последнего из крупных притоков, не могла не овладеть этой ролью. Уже в 1880 она стала городом, а в 1884 году - и центром Приамурского генерал-губернаторства в составе Забайкальской (до 1906 года), Амурской и Приморской (тогда охватывавшей всё побережье от Хасана до Чукотки) областей. За вычетом Якутии, оно примерно совпадало с нынешним Дальневосточным федеральным округом.

Да и суть его была та же: малолюдный фронтир, сырьевая колония, окно в Азиатско-Тихоокеанский регион. В 1893 году Хабаровка наконец была переименована в Хабаровск, и всё же несмотря на огромный административный вес, обилие военных и образованных людей, город по-прежнему уступал Благовещенску и Владивостоку. К началу ХХ века в город жило 15 тыс. человек, из которых 70% приходилось на славян, 25% - на китайцев, и по 1-1,5% - на японцев и корейцев.

-2

Но как часто бывало за Уралом, жизнь здесь изменил паровозный гудок. Первый поезд прибыл на Амур в 1897 году... с востока, по изолированной Уссурийской железной дороге, после соединения которой с КВЖД в 1903 году именно Хабаровск, а не Владивосток, оказался конечным пунктом Транссиба. Амурская железная дорога, этот царский прото-БАМ со всеми своими Амазарами и Могочами, была пущена лишь в 1916 году.

В 1897 году на станции были построены обелиск с двуглавым орлом (кадр выше) и деревянный вокзал. Хабаровск стремительно пошёл в рост, к 1914 году с населением 54 тыс. жителей уступая на восточном краю страны лишь Владивостоку.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

В декабре 1917 года триумфальное шествие Советов докатилось на Дальний Восток, здесь оформившись в хабаровский Дальсовнарком. Во главе его встал Алексей Краснощёков - еврей из Чернобыля, он уехал в США, выучился в Чикаго на юриста, принял баптизм, а после Февральской революции рванул через Тихий океан на свет Мирового пожара. Война же пришла сюда в первых числах сентября 1918 года из Приморья, и принёс её на японских, американских и белочешских штыках атаман Иван Калмыков во главе Особого Уссурийского казачьего отряда.

Сын терской казачки и харьковского торговца, в Первую Мировую он воевал в Прибалтике, и тоже рванул через всю Евразию с началом Гражданской. Но - отнюдь не ради борьбы с "красной сволочью": сам Колчак характеризовал Калмыкова как разбойника, под видом белого террора банально занявшегося грабежом. В Никольске-Уссурийском атаман-самозванец (так-то он есаулом был) быстро понял, кого грабить можно, а кого нельзя: самой большой силой из интервентов обладали японцы, негласно надеявшиеся прирастить Внешней Маньчжурией свою молодую империю.

Силами казаков-беспредельщиков они не только расправились с Дальсовнаркомом, но и сводили счёты с американским соперником. Самим уссурийским казакам в эти игры играть явно не нравилось, и минимум дважды они бунтовали против своего атамана, а проиграв, отправлялись в самое безопасное место - американские фильтрационные лагеря.

Казачья вольница кончилась в январе 1920 года, когда под Иркутском проиграл свою войну Колчак, а во Владивостоке и Благовещенске взяла власть Приморская земская управа - один из компонентов будущей "розовой" (то есть - не совсем красной) Дальневосточной республики. Калмыков, не дожидаясь свержения силой, бежал за Уссури, где вскоре был арестован китайцами и убит при попытке к бегству.

В Хабаровске "розовых" встречали красные партизаны, но возвращение советской власти было недолгим: в марте 1920 года другой партизанский отряд напал на японцев в Николаевске-на-Амуре, тем самым подарив им идеальный казус-белли. 5 апреля из-за Уссури на Хабаровск обрушился шквальный артиллерийский огонь, под которым, в том числе, сгорел деревянный вокзал с кадра выше и слетел с обелиска двуглавый орёл.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Заняв город, японцы ушли вниз по Амуру, так что здесь их власть была скорее номинальной. 22 августа 1920 года городская управа даже провозглашала Хабаровскую республику в составе одного уезда, на следующий день примкнувшую к ДВР. Последний раз белые войска марионеточного Приамурского земства (не путать с красным Приморским земством!) из Владивостока занимали Хабаровск в декабре 1921 года, и наконец в феврале 1922-го после битвы под Волочаевкой под началом Василия Блюхера сюда пришла всерьёз и надолго советская власть.

Хабаровску она вернула покой и роль дальневосточной столицы да залатала следы войны. В 1925-26 годах была восстановлена станция: обелиск доломали (нынешний - реплика 2006 года), а вот каменный вокзал с кадра выше возвели по изначальному проекту для Амурской железной дороги, присланному в Хабаровск ещё в 1916 году. В 1934 году дальше по Транссибу выросла ещё и сортировочная станция Хабаровск-2 с отдельным военным вокзалом.

В 1938 году был образован Хабаровский край, к 1956 году принявший свой нынешний облик - 3-й по площади (ну или 4-й, если считать Тюменскую область с округами) регион России (787 тыс. км²) размером с Турцию или Пакистан. Однако именно в Хабаровске расположились важнейшие трансрегиональные структуры Дальнего Востока, такие как ДВВО или ДВЖД. Старый вокзал в 1967 году снесли и заменили безликой коробкой:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Меж двух столиц земли Дальневосточной установился паритет: в 1950-60-х и 1990-2010-х крупнее был Хабаровск, в 1970-80-х и видимо наступающих 2020-х - Владивосток. Смуту 1990-х Хабаровск пережил несколько легче остального Дальнего Востока: к "двум дырам и трём горам" тут всегда прилагалось "30 000 портфелей", которые и стали поплавками, державшими город на плаву.

В криминальном плане Хабаровский край считался "красным" - но лишь потому, что всех остальных бандюков тут быстро подгрёб под себя грандиозный "Общак" Евгения "Джема" Васина. Крупнейшая ОПГ в истории России по всему Дальнему Востоку образовала фактически параллельное государство, масштабы которого стали ясны лишь после её разгрома в самом конце "нулевых", а вот Хабаровск был её центром или Комсомольск - местные спорят...

Хабаровску же новый импульс придали административные надстройки - Дальневосточный федеральный округ (с 2000) и МинДаль, то есть Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, созданное в 2013 году не в Москве, а по месту работы. Одним из первых символов перемен снова сделался вокзал, в 2003-07 годах принявший псевдорусский облик:

-6

В окрестных кварталах припрятан собор Рождества Христова, изначально вокзальная церковь (1901), в 1930-х годах переделанная в детский сад, а в 1945 возвращённая верующим и ставшая главным храмом всея ДэВэ. И явно порядком тогда перестроенная - по архитектуре это типичная церковь советской эпохи:

-7

Так как от Транссиба к Амуру город спускается, округа вокзала удивляет количеством водонапорных башен. Вот эти две восточнее - на Ленинградской (1937) и Московской (1902) улицах, - обслуживали жилые районы.

-8

А эти - западнее. Левая - старейшая в городе, строилась в 1897 году для депо, правая явно гораздо моложе и обслуживает кварталы:

-9

С 1958 года в Хабаровске работает Дальневосточная детская железная дорога, но она далеко за Транссибом. А вот напротив второй водонапорки стоит танк-паровоз 9П, который я было принял за узкоколейный. На самом деле он колеи вполне нормальной, построен был в 1947 году, здесь должен был стать первым экспонатом музея ретро-техники, а в итоге превратился в вывеску кафе, занявшего вагон.

-10

От паровоза уходит на юг по гребню Военной горы улица Степана Серышева, переименованная в 1923 году из Тихменевской в честь командира Амурского фронта. Несмотря на довольно скромный трафик, в Хабаровске она считается одной из главных. За зданием (1955) основанного в 1937 году ДВГУПСа владения РЖД заканчиваются, сменяясь владениями военных. Но это уже другая история.

-11