В нашей стране праздники очень любят, причём самые разные. В праздничном календаре можно найти как исконно русские праздники, так и западные, как христианские, так и языческие. Иногда традиции настолько переплетаются, что трудно понять исконное значение того или иного памятного дня, а иногда сакральный смысл и вовсе теряется, а остаётся только интересная традиция.
Не все знают, что на следующий день после Рождества Христова наши предки отмечали “День повитухи”, он же “Бабьи каши”. Возможно, популярность свою этот праздник утратил из-за устаревания самой профессии, но его значение было более глубоким.
Появление праздника
Сейчас День повитухи приходится на 8 января, но по старому стилю его отмечали в конце декабря. До распространения христианства этот день был посвящён богиням-матерям, которые покровительствовали продолжению рода и рождению детей. После принятия христианства языческие праздники стали вытесняться, а поначалу и преследоваться, поэтому праздник в честь богинь-матерей превратился в День повитух. Изменение это скорее внешнее, нежели внутреннее, поскольку бабки-повитухи считались служанками богинь-матерей. Хотя позже им стали приписывать связь с Богородицей. В обоих случаях основывались на том, что повитухи помогают женщинам в рождении детей, следовательно, способствуют появлению на свет новой жизни.
Современные беременные женщины уже не обращаются за помощью к повивальным бабкам, роды в основном проходят в родильных домах и под присмотром врачей, а раньше помогали роженицам именно повитухи. Даже состоятельные семьи редко имели возможность обратиться за помощью к докторам, да и специалисты с медицинским образованием были на вес золота, так что профессия повитухи была очень уважаемой. Кстати, в некоторых странах и сейчас популярностью пользуются домашние роды, поэтому там до сих пор существуют люди, выполняющие функции повитух.
Традиции праздника
Как мы уже сказали, повитухи пользовались уважением, в небольших деревнях могла быть только одна повитуха, которая помогала всем роженицам, поэтому в День повитухи к её дому тянулась целая вереница гостей. Женщины стремились поблагодарить за рождённых детей или получить благословение для будущих.
День начинался с похода в церковь. Женщины несли пироги к иконе Богородицы, особенно почиталась в этот день икона “Благородное чрево”. Богородицу благодарили за посланных детей и молили о будущих. Служители церкви поначалу препятствовали этой традиции и напоминали о её языческих корнях, однако традиция всё равно прижилась.
После молебна в церкви женщины возвращались домой, собирали угощение, брали с собой детей и отправлялись к повитухе, которая помогала им при родах. В доме повитухи накрывался большой стол, к которому обычно не допускали мужчин. Блюда на столе могли быть разными, не запрещался и алкоголь, но главным ритуальным блюдом считалась каша. Кашу варила сама повивальная бабка. Обычно в качестве основы смешивали просо и гречневую крупу. Каша могла быть жидкой или рассыпчатой, главное, чтобы её хватило всем. До ухода каждая гостья должна была съесть хотя бы ложку ритуальной каши, это было своего рода благословение от хозяйки. Из-за этой традиции праздник получил второе название — “Бабьи каши”.
В гости к повитухе приходили не только родившие в прошедшем году женщины, но и беременные, а также девушки, которые в скором времени должны были выйти замуж. Считалось, что визит к повитухе поможет девушке в браке быстрее забеременеть и родить здорового малыша. Застольный разговор тоже обычно был посвящён семье и детям, растягивался он до самого утра. Уходить без особого разрешения хозяйки и без веской причины было нельзя.
Ритуальная каша
Иногда возникает вопрос, почему в качестве ритуального блюда в День повитухи выступает именно каша? Дело не только в экономии. Каша была основой рациона людей того времени. Каша обязательно присутствовала на столе, причём не только в обычный день, но и в праздники. Без каши не обходились даже в день свадьбы. Считалось, что каша символизирует богатство и благополучие, поэтому если на столе есть каша, значит, в семье мир и достаток. Даже в военное время, когда стороны заключали мир, они варили кашу. Эта традиция легла в основу выражения: “С этим человеком каши не сваришь”. Так говорят о человеке, с которым невозможно договориться и вести дела.
Повитухи в обществе
Повитухи помогали женщинам во время родов и первыми принимали младенцев. Считалось, что в момент рождения ребёнка между ним и повитухой устанавливается особая духовная связь, которая не исчезает на протяжении всей жизни, поэтому повитухи автоматически становились практически членами семьи. Их приглашали на все праздники, связанные со значимыми событиями в жизни ребёнка, начиная от крестин и заканчивая свадьбой.
Также повитух считали служанками богинь-матерей, а затем Богородицы, матери Христа. Но Богородице во время родов тоже помогала повивальная бабка, звали её Соломонида. Образ Соломониды можно найти даже на некоторых иконах “Рождества Христова”. Соломонида одета в белые одежды, но не считается святой, хотя именно её считают небесной покровительницей повитух.
Кто мог стать повитухой
Повитухами становились преимущественно женщины, мужчинам вообще не позволяли принимать роды. Исключением могли стать случаи, когда роды начались внезапно, и не было возможности пригласить повитуху.
Однако некоторые мужчины-знахари всё же существовали и могли выполнять функции повитух. К обучению ремеслу допускались мальчики, рождённые 9 августа, в день памяти Святого Пантелеимона, покровителя врачей и целителей. Их с ранних лет отдавали в ученики к лекарям, где мальчики получали необходимые знания, чтобы в будущем тоже стать лекарями. Такие специалисты были редкостью, поэтому они редко задерживались на одном месте, а предпочитали вести кочевой образ жизни. Лекари путешествовали от одного селения к другому и предлагали свои услуги. Спектр их услуг был более широким, нежели у повитух, но принимать роды они тоже могли.
В остальных случаях повитухами становились женщины. И хотя медицинского образования до появления специализированных учебных заведений повитухи не получали, к ним предъявлялись особые требования. Чтобы начать обучение ремеслу, женщина должна была:
- родить несколько собственных детей, чтобы лучше понимать, что чувствуют роженицы;
- выйти из детородного возраста, чтобы новая беременность не стала помехой для работы;
- разбираться в травах и уметь готовить целебные отвары;
- быть верной женой и прожить тихую жизнь в браке;
- иметь хорошую репутацию.
Уже из этого списка требований понятно, что повитухи проходили серьёзный отбор. Повитухой не могла быть недостойная женщина, ведь это могло негативно отразиться на судьбе новорождённого малыша. Обучение ремеслу происходило на практике. Обычно повитухи выбирали себе ученицу и начинали её обучение задолго до того, как сами собирались отойти от дел. Ученицей повитухи могла стать молодая женщина, имеющая двух и более детей. До смерти наставницы ученицы выступали в роли ассистентов и познавали секреты профессии. Кроме того, они занимались изучением основ анатомии и ботаники, совершенствовались в приготовлении целебных отваров и настоев. Если ученица проявила достаточно усердия и не запятнала репутацию, то после смерти наставницы она занимала её место.
Больше статей о праздниках и памятных датах ищите на нашем интернет-портале EndoExpert.ru.
Если Вам понравилась статья — поставьте лайк и напишите комментарий. Это сильно поможет развитию нашего канала, а новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в Вашей ленте. Также будем рады, если Вы подпишетесь на наш канал.