Найти тему
НПАП №1 Икарус

Magirus-Deutz Saturn II: неизвестный Магирус

▲ Бережно сохраняемый в Германии  Magirus-Deutz Saturn II выпуска 1962 года. Источник: beku-bildarchiv.de
▲ Бережно сохраняемый в Германии Magirus-Deutz Saturn II выпуска 1962 года. Источник: beku-bildarchiv.de

О грузовиках Магирус знают все, об автобусах этой марки известно меньше. В Западной Германии 50-60-х годов прошлого столетия, до принятия стандарта VÖV, выпускались очень интересные образцы автобусов. Один из них - Saturn II компании Klöckner-Humboldt-Deutz AG Werk Ulm. Его предшественником был Magirus-Deutz O3500 H (1952 год), получивший позже название Saturn I

▲ Нет, это не ЛАЗ-695.. Фото: Magirus-Deutz
▲ Нет, это не ЛАЗ-695.. Фото: Magirus-Deutz

Автобус большой вместимости, представленный в 1957 году, был совершенно новой разработкой.

Первые Saturn II изначально представляли собой 43-местный туристический автобус длиной 9,7 м и короткой колесной базой. Несущий кузов базировался на решетчатом основании. Немцы называли такую конструкцию кузова полунесущей. По сравнению с предыдущей моделью кузов был значительно усилен. Мощное основание кузова, образованное устойчивым к нагрузкам "рамным" основанием, дополнялось каркасной конструкцией самого кузова, что придавало высокую жёсткость на скручивание. Благодаря широкому использованию лёгких металлов удалось добиться почти равному соотношению собственного веса и полезной нагрузки. Также новой разработкой являлось шасси с пневмоподвеской, которая существенно повысила комфорт для пассажиров. Шесть пневмобаллонов (два спереди, четыре сзади) обеспечивали плавность хода, недоступную ранее. "Мягкий, как ковер", такой оценки журналистов удостоился автобус после тест-драйва. Задний мост имел разнесённую конструкцию с планетарными бортовыми передачами. Первоначально машина оснащалась двигателем V6 с воздушным охлаждением мощностью 125 л.с., позднее применялся двигатель F6L 714 мощностью 145 л.с. Вскоре после презентации Saturn II также появился в версии городского автобуса

▲ Городской Saturn II
▲ Городской Saturn II

Интересной особенностью городской машины был электропневматический преселектор, управлявший 5-ступенчатой ​​КПП.

Одной из первых новой машиной заинтересовалась компания HHA из Гамбурга. Уже весной 1958 года первый Saturn II вышел на маршруты

▲ 25 апреля 1958 года в компании HHA появился первый Saturn II с бортовым номером 6800. Фото: HHA
▲ 25 апреля 1958 года в компании HHA появился первый Saturn II с бортовым номером 6800. Фото: HHA

В 1958 г. были закуплены машины двух серий (всего 46 шт.). Автобусы были выполнены в традиционной красно-бежевой цветовой гамме

 ▲ Saturn II из второй партии поставок. Фото: HHA
▲ Saturn II из второй партии поставок. Фото: HHA

В пиковую загруженность вместимость машин доходила до 100 пассажиров (0,125 м² на человека). Автобусы второй серии при необходимости могли быть дополнены установкой дополнительных сидений, что применялось в туристических и экскурсионных поездках. Благодаря пневматической подвеске комфорт при движении был одинаково хорошим в любых условиях эксплуатации. Однако случались и поломки подвески, связанные с не везде хорошими дорогами (!). В целом новые машины были приняты хорошо и компанией планировались новые партии закупок. В 1959 году была закуплена третья партия машин

Вместе с тем, планируя будущие поставки, компания выдвинула производителю ряд требований. Они касались как улучшения эксплуатационных показателей в целом, так и изменения отдельных элементов, например маршрутного указателя. Компания указала на необходимость увеличения зеркал заднего вида, изменения наружной светотехники, улучшения рабочего места водителя, применения легко чистящихся чехлов сидений в салоне и пр. В соответствии с этими пожеланиями производителем был изготовлен опытный экземпляр автобуса под названием "тип Гамбург"

Машина в серию не пошла, но отдельные элементы конструкции были применены на серийных экземплярах, поставляемых в Гамбург. К ним же стало применяться название Saturn II Typ Hamburg. Автобусы были поставлены в марте 1959 года

▲ Слева Saturn II 6802 (обычного типа): маршрутный указатель за задним стеклом, объединённые тормозные и габаритные фонари, выхлопные трубы снизу. Справа Saturn II Type Hamburg 7062: большой МУ, поднятые выхлопные трубы,
раздельные тормозные и габаритные фонари, поворотники чередующегося типа. Фото: HHA
▲ Слева Saturn II 6802 (обычного типа): маршрутный указатель за задним стеклом, объединённые тормозные и габаритные фонари, выхлопные трубы снизу. Справа Saturn II Type Hamburg 7062: большой МУ, поднятые выхлопные трубы, раздельные тормозные и габаритные фонари, поворотники чередующегося типа. Фото: HHA

В 1962 году была поставлена следующая партия машин с очередными изменениями. Заменена КПП на механическую четырёхступенчатую без преселектора. Изменены бамперы и остекление входной двери. Немного изменена передняя часть. Часть заказанных машин была со специальным исполнении салона для экспрессных маршрутов

Глядя на успехи конкурентов, главный соперник компании HHA, гамбургский перевозчик VHH, в 1962 году также заказал партию "Сатурнов". Окраска их была красно-чёрной с красными сидениями

Тем временем, в 1964 году, производитель меняет систему обозначений автобусов. Теперь вместо названий планет применяются коды с буквой M (Magirus) в сочетании с комбинациями цифр и букв. 10-ти метровый Saturn II теперь назывался, например, M 150 S (L или R). 12-ти метровый, соответственно, M 150 L (LS, R или S).

Шестая партия городских автобусов с двигателем мощностью 150 л.с. для HHA поступила в 1965 году уже как Magirus-Deutz M 150 S 10

▲ Машина 7665, с модернизированным МУ, на территории ремонтного цеха Фалькенрид в Гамбург-Эппендорфе. Фото: коллекция HOV
▲ Машина 7665, с модернизированным МУ, на территории ремонтного цеха Фалькенрид в Гамбург-Эппендорфе. Фото: коллекция HOV

В 1966 году для междугороднего сообщения закупались машины Saturn II LS с увеличенной до 12 метров длиной

Машины модели M 150 S 10 последней серии поставок 1967 года получили новый маршрутный указатель уже в соответствии со стандартом VÖV

▲ Машина с бортовым номером 7714.  Фото: E.Ihde/HOV
▲ Машина с бортовым номером 7714. Фото: E.Ihde/HOV

Magirus-Deutz 150 LS12, приобретенный VHH в 1966 году, изначально должен был получить название Saturn III

▲ Фото: E.Ihde / HOV
▲ Фото: E.Ihde / HOV

Всего в Гамбург было поставлено 811 машин данного типа, но Saturn II эксплуатировались во многих городах Германии и имели те или иные отличия

-15

Несколько списанных Saturn II были выкуплены сообществом HOV с целью восстановления. Длиннобазный 5712 ввиду невозможности восстановления используется в качестве источника запчастей для своих собратьев, доведённых до ходового состояния

▲ Бывший 5712. Фото: St. Metze/HOV, 24.7.1976
▲ Бывший 5712. Фото: St. Metze/HOV, 24.7.1976

Другие Магирусы сообщества HOV имеют более бодрый вид

На этом всё. До встречи! Всем спасибо!

Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора. В статье использованы материалы сайта hov-bus.de
Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора. В статье использованы материалы сайта hov-bus.de