О грузовиках Магирус знают все, об автобусах этой марки известно меньше. В Западной Германии 50-60-х годов прошлого столетия, до принятия стандарта VÖV, выпускались очень интересные образцы автобусов. Один из них - Saturn II компании Klöckner-Humboldt-Deutz AG Werk Ulm. Его предшественником был Magirus-Deutz O3500 H (1952 год), получивший позже название Saturn I ▼
Автобус большой вместимости, представленный в 1957 году, был совершенно новой разработкой.
Первые Saturn II изначально представляли собой 43-местный туристический автобус длиной 9,7 м и короткой колесной базой. Несущий кузов базировался на решетчатом основании. Немцы называли такую конструкцию кузова полунесущей. По сравнению с предыдущей моделью кузов был значительно усилен. Мощное основание кузова, образованное устойчивым к нагрузкам "рамным" основанием, дополнялось каркасной конструкцией самого кузова, что придавало высокую жёсткость на скручивание. Благодаря широкому использованию лёгких металлов удалось добиться почти равному соотношению собственного веса и полезной нагрузки. Также новой разработкой являлось шасси с пневмоподвеской, которая существенно повысила комфорт для пассажиров. Шесть пневмобаллонов (два спереди, четыре сзади) обеспечивали плавность хода, недоступную ранее. "Мягкий, как ковер", такой оценки журналистов удостоился автобус после тест-драйва. Задний мост имел разнесённую конструкцию с планетарными бортовыми передачами. Первоначально машина оснащалась двигателем V6 с воздушным охлаждением мощностью 125 л.с., позднее применялся двигатель F6L 714 мощностью 145 л.с. Вскоре после презентации Saturn II также появился в версии городского автобуса ▼
Интересной особенностью городской машины был электропневматический преселектор, управлявший 5-ступенчатой КПП.
Одной из первых новой машиной заинтересовалась компания HHA из Гамбурга. Уже весной 1958 года первый Saturn II вышел на маршруты ▼
В 1958 г. были закуплены машины двух серий (всего 46 шт.). Автобусы были выполнены в традиционной красно-бежевой цветовой гамме ▼
В пиковую загруженность вместимость машин доходила до 100 пассажиров (0,125 м² на человека). Автобусы второй серии при необходимости могли быть дополнены установкой дополнительных сидений, что применялось в туристических и экскурсионных поездках. Благодаря пневматической подвеске комфорт при движении был одинаково хорошим в любых условиях эксплуатации. Однако случались и поломки подвески, связанные с не везде хорошими дорогами (!). В целом новые машины были приняты хорошо и компанией планировались новые партии закупок. В 1959 году была закуплена третья партия машин ▼►
Вместе с тем, планируя будущие поставки, компания выдвинула производителю ряд требований. Они касались как улучшения эксплуатационных показателей в целом, так и изменения отдельных элементов, например маршрутного указателя. Компания указала на необходимость увеличения зеркал заднего вида, изменения наружной светотехники, улучшения рабочего места водителя, применения легко чистящихся чехлов сидений в салоне и пр. В соответствии с этими пожеланиями производителем был изготовлен опытный экземпляр автобуса под названием "тип Гамбург" ▼►
Машина в серию не пошла, но отдельные элементы конструкции были применены на серийных экземплярах, поставляемых в Гамбург. К ним же стало применяться название Saturn II Typ Hamburg. Автобусы были поставлены в марте 1959 года ▼
В 1962 году была поставлена следующая партия машин с очередными изменениями. Заменена КПП на механическую четырёхступенчатую без преселектора. Изменены бамперы и остекление входной двери. Немного изменена передняя часть. Часть заказанных машин была со специальным исполнении салона для экспрессных маршрутов ▼►
Глядя на успехи конкурентов, главный соперник компании HHA, гамбургский перевозчик VHH, в 1962 году также заказал партию "Сатурнов". Окраска их была красно-чёрной с красными сидениями ▼►
Тем временем, в 1964 году, производитель меняет систему обозначений автобусов. Теперь вместо названий планет применяются коды с буквой M (Magirus) в сочетании с комбинациями цифр и букв. 10-ти метровый Saturn II теперь назывался, например, M 150 S (L или R). 12-ти метровый, соответственно, M 150 L (LS, R или S).
Шестая партия городских автобусов с двигателем мощностью 150 л.с. для HHA поступила в 1965 году уже как Magirus-Deutz M 150 S 10 ▼
В 1966 году для междугороднего сообщения закупались машины Saturn II LS с увеличенной до 12 метров длиной ▼►
Машины модели M 150 S 10 последней серии поставок 1967 года получили новый маршрутный указатель уже в соответствии со стандартом VÖV ▼
Magirus-Deutz 150 LS12, приобретенный VHH в 1966 году, изначально должен был получить название Saturn III ▼
Всего в Гамбург было поставлено 811 машин данного типа, но Saturn II эксплуатировались во многих городах Германии и имели те или иные отличия ▼
Несколько списанных Saturn II были выкуплены сообществом HOV с целью восстановления. Длиннобазный 5712 ввиду невозможности восстановления используется в качестве источника запчастей для своих собратьев, доведённых до ходового состояния ▼
Другие Магирусы сообщества HOV имеют более бодрый вид ▼►
На этом всё. До встречи! Всем спасибо!