Стоит ли браться за тестовое задание, если заказчик не собирается его оплачивать? Как оценивать тестовое задание? Какой объем тестового текста считается нормальным? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в статье.
Итак, тестовые задания – больной вопрос как для копирайтеров, так и для заказчиков. Первые не хотят сливать свое время впустую, потому что не факт, что после написания тестового текста заказчик даст работу. В свою очередь, заказчики не хотят тратить деньги на сомнительный результат, и их можно понять. Что в этом случае делать? Искать компромисс, конечно же.
Когда тестовое задание можно выполнить
Тестовое задание – это не всегда про «получить текст на халяву», иногда это реальная возможность стать частью интересного проекта. Я для себя определила несколько правил, которые помогают принять решение. Возможно, они помогут и вам.
Как я решаю, писать тестовый текст или не писать:
- Изучаю профиль в социальных сетях. Если ко мне обращается частное лицо в Facebookили Instagram с предложением о работе и просьбой написать тест, я смотрю его страницу. Меня настораживают новые профили (менее 2 месяцев) и профили, где совсем нет информации о человеке. Если данных мало, я отказываюсь от выполнения бесплатного тестового.
- Смотрю на объем тестового задания. Недавно у меня был случай: я откликнулась на объявление о работе, рассказала о своем опыте, клиентах и проектах. На что мне предложили выполнить тест. Когда я увидела, что именно работодатель «мечты» называет тестом, я, мягко говоря, удивилась. Мне предложили написать 7 (!!!) статей для Дзена бесплатно! Это больше похоже на сбор материала. Отправили такое задание 10 копирайтерам и получили контент на месяц. Нормальная схема… Стоит ли говорить о том, что я отказалась?
Адекватное тестовое задание не должно превышать +/- 2 000 знаков.
- Смотрю, кто клиент. Я люблю работать с крупными клиентами (это всегда интересно и познавательно), поэтому практически всегда соглашаюсь написать пробный текст. И хочется отметить, что в крупных организациях не нужно писать 10 текстов, составлять контент-план, придумывать стратегию и так далее. Все в рамках разумного. К примеру, для «СитиМобил» я написала пробный текст до 3 000 знаков, который мне потом оплатили.
Чаще всего бесплатные тестовые задания, которые я выполняла для небольших компаний, не оплачивались. Заказчики просто переставали выходить на связь, получив материал. Поэтому таким клиентам, как правило, я предлагаю изучить мое портфолио. Благо за 8 лет работу собралось достаточно примеров, по которым легко оценить стиль, грамотность и слог.
А как вы относитесь к бесплатным текстам? Пишете? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Ваш копирайтер Виктория Жилина