Что, если снять в одном фильме Гэри Олдмана, Бенедикта Камбербэтча и Колина Фёрта с Константином Хабенским и Светланой Ходченковой на фоне как из нашего «Служебного романа»?
А получится экранизация пункта номер 93 из «Списка 100 лучших книг за всю историю мировой литературы» - романа Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон» (1974).
Список этот составлен Daily Telegraph, и потому публикуется он с краткими «анонсами» читателей. Думаю, редакция собирает сочинения начинающих журналистов типа «Что я прочёл летом» и выбирается лучшее - или случайное. Сужу по описаниям других книг. Этому роману достался такой вот анонс:
Бывший сотрудник спецслужб взял себе псевдоним Ле Карре и принялся писать шпионские романы об агенте Джордже Смайли. Лучшее произведение о нём названо строчкой из детского стишка, где каждое слово - это кодовое имя британского шпиона, подозреваемого в измене (оригинальное название - "Лудильщик, портной, солдат, шпион": Tinker, Tailor, Soldier, Spy).
Джон Ле Карре - псевдоним реального офицера британской разведки Дэвида Корнуолла (1931-2020), а история в книге - отголосок реальной истории с «кротами» (шпионами-перебежчиками). Как признавался сам Ле Карре, уйти в писатели его заставил громкий скандал с разоблачением Кима Филби. Ну может и не заставил - кто их, шпионов, разберет.
Прочитать книгу бесплатно можно здесь.
Я не люблю шпионские романы
Но я люблю Колина Ферта (да и о Константине Хабенском хочу все же когда-нибудь мнение составить), поэтому посмотрела экранизацию.
И знаете, это... очень... стильный фильм.
Нечасто приходит в голову такой эпитет, но вот тут - ДА.
Визуальный ряд на самом деле отменный:
В том числе и те, что «про “Служебный роман”». Я не сразу поняла, что это в 2011 году скрупулезно воссоздали атмосферу 1970-х (когда, собственно, и писался роман).
И даже то, что мне сначала резало глаз - персонажи в исполнении возрастных актеров, дурачащиеся и легкомысленные - тоже потом нашло объяснение. Я просто вспомнила те же фильмы с Одри Хепберн: там ведь тоже все ловеласы, мягко говоря, зрелые.
Думаю, подбор актеров - такая же стилизация, как и все остальное. Включая музыку, непривычную для «современного» слуха (избалованного современным кино), но весьма в духе той эпохи (1970-е! 70-е!!!) - тягучая, немного психоделичная, как из тогдашнего «серьезного» кино.
Стоит ли смотреть экранизацию?
Если у вас не вызовут внутреннего отторжения слова «Русские проникли в британскую разведку. В самую верхушку цирка» в самой завязке фильма, то почему бы и нет.
Там и любовная линия есть. Посмотреть на Гари Олдмэна в роли циничного купидона однозначно стоит:
Только прошу все же обратить внимание: этот фильм не для того, чтобы смотреть «под вязание», урывками. Его надо смотреть как неизбалованный зритель ходил на хорошее кино в 70-х: режиссерская и операторская работа, а также игра возрастных опытных актеров ТОГО СТОЯТ.
Фильм можно посмотреть по ссылке в ВК:
Повторюсь, смотреть его я бы рекомендовала только если у вас есть 2 часа ничегонеделания - и только из любви к искусству. Книгу читать гораздо интересней.