Эта статья началась с сериала «Бриджертоны». Я, как фанатка английских сериалов по викторианской и смежным эпохам, ждала его с нетерпением, вдохновленная шикарными костюмами и красавицей героиней. И… с первого просмотра мне поломало картинку. Афробританский герцог, афробританская девица на выданье, афробританская королева?! Что за попрание устоев и плевок на канон? Надоело, унесите пудинг!
По счастью домашние хлопоты отложили рецензию на неделю. А когда впечатление отстоялось, я начала думать: а что, собственно, меня так задело? #Королева Шарлотта, упомянутая в сериале, судя по отзывам современников и вправду выглядела несколько смуглее белокожих английских #леди, а злопыхатели выводили ее род от мавританских бастардов короля Кастилии. Да, я этого не знала.
А в остальном, прекрасная маркиза, в чем, собственно проблема? Еще в XVII веке в Англии все роли играли исключительно мужчины, дам не допускали на сцену ни при каких обстоятельствах. Во Франции и Испании женщинам (исключительно замужним) разрешили актерство примерно на век раньше. В Японии традиция держалась еще дольше и никого не смущало, что юную прелестницу изображает пузатый и лысый дядька.
В классической опере вообще не редкость, когда огромный и немолодой певец или певица играют юных, тонких и звонких героев – режиссеры, выбирая между голосом и типажом, делают ставку на голос.
В театре же великие актеры и актрисы порой до старости берутся за «молодые» роли и талант маскировал возраст. В кино такое встречалось реже – и все же вспомните 38летнюю Янину Жеймо, которая сыграла Золушку так, что никто не усомнился – на экране юная девушка.
В США в XVII – XIX веке огромной популярностью пользовались минстрел-шоу – группы белых артистов, которые гримировались под негров и исполняли злободневные куплеты, скетчи и пьески сомнительного содержания. Также и цирковые комики охотно красили кожу ваксой, чтобы под видом простоватых рабов задавать со сцены неудобные вопросы. А из наших актеров достаточно вспомнить Высоцкого в роли арапа Петра Великого.
В индийском кино на новый лад пересняли десятки европейских сюжетов – от «Макбета» до «Ромео и Джульетты». Джон Стерджес ничтоже сумняшеся перетащил на американскую почву «Семь Самураев» Акиро Куросавы, а Кинг Видор решительно снял «Войну и мир». Фашистская Германия в «17 мгновений весны» тоже не слишком похожа на Германию настоящую и американских шпионов в советских фильмах словно бы отливали из одной формы. Это кино и кинематографические условности, ничего личного.
По всему миру ставят «Гамлета», «Чайку» и «Золушку» - наверняка среди главных героев на сцене успели побывать представители всех рас и большинства наций. И я первая кину камнем в того, кто заявит: «Гамлет» только для белых. Это #расизм, такой же как таблички на сиденьях в трамвае и раздельные школы.
Конкретные «Бриджертоны» вообще не исторический сериал. Это костюмированная фантазия по мотивам цикла любовных романов Джулии Квин. И черная королева там отнюдь не самый выдающийся анахронизм. Один герцог, советующий леди э… во всех подробностях изучить свое тело и способы получения удовольствия от него, дорогого стоит.
А беременная девица на выданье, а лорд требующий заключить брак с избранницей в трехдневный срок, иначе он опорочит ее имя перед всем светом? А бальные танцы под Билли Айлиш? В таком аспекте при дворе Ее Величества могут собраться представители хоть всех национальностей Земли, от маори до айнов.
Для меня остаются неразрешенными два вопроса.
Во-первых – если #фильм заявляется как исторический или поставленный по конкретному классическому произведению, #зритель на мой взгляд вправе ожидать соответствия сценических образов оригиналам. Если в кадре появляется, скажем, Петр Первый, он не выглядит эфиопом, эскимосом или толстеньким лысым карликом.
Если в кадре красуется Елизавета Петровна – это русская женщина в теле, а не бледная тощая фитоняша-китаянка. Если режиссер берется за классическую версию «Гордости и предубеждения», Джейн с Элизабет похожи на юных леди, а Дарси с Бингли – на джентльменов…
Вот в «Гордость, предубеждение и зомби» герои могут быть любого цвета кожи и любой внешности – это фильм «по мотивам», а мотивы у режиссера случаются разные.
В принципе никто не мешает набрать хоть весь актерский состав (кроме, к примеру, наследницы из Вест-Индии) из афробританцев и прочая. И творческий подход вполне позволит подать картину так, что у зрителей не возникнет вопросов – кто кого играет.
Меня куда больше раздражает насильственная политкорректность, когда режиссеры хошь-не-хошь выполняют план и подгоняют под него замысел: столько-то афроамериканцев, столько-то лиц альтернативной ориентации, столько-то инвалидов. И в настоящем и в прошлом совершенно по-оруэлловски перекраивают историю в угоду модным тенденциям.
Вместо правды, реальных событий зрителям скармливают искусственно созданный суррогат. Примерно то же как мне кажется было с цензурой в Советском Союзе и до сих пор есть в американских сериалах, где показывают сцены близости – актеры страстно любят друг друга, не снимая нижнего белья, чтобы не потерять рейтинг. Шаг влево, шаг вправо - побег.
Впрочем, я не киношник и мое мнение в данном вопросе точно ничего не решает. А ситуация в кинематографе спустя несколько лет наверняка выровняется – афрогерои и однополые пары выйдут из тренда, замещенные новыми веяниями. Как вы думаете, что за тенденция в этот раз осенит режиссеров?
И к слову о «Бриджертонах» - я пересмотрю сериал еще раз, отрешившись от собственных стереотипов. Уж больно хороши там костюмы и блистателен актерский состав. И тогда уже решу, стоит ли его рекомендовать людям.