В Великой Отечественной войне 1941-45 годов и события Отечественной войны в 1812 года заняли особое место и были взаимосвязаны. Вот например, сам термин «Отечественная» вызывал практические ассоциации, которые не нужно было специально выискивать. В обоих случаях страна столкнулась с нашествием, или, как говорили в период наполеоновского вторжения, «нашествием двунадесяти языков» ( как бы подчеркивая разнообразие состава и разномастность полков врага). А так же отступление Красной Армии почти до самой Москвы в ноябре 1941 года (129 лет назад).
Тем самым в сознании армии и народа с упоминание имени Кутузова должно было стать твердью в Победе над врагом. Однако, ещё до этого знаменательного выступления Верховного Главнокомандующего, образ войны 1812 года активно внедрялся в сознание бойцов и командиров, защищавших столицу посредством создания в сознании чувства исторической преемственности к героям 1812 года. Особенно знаменательным в этом плане следует считать имевший место факт в первой фазе обороны Москвы осенью 1941 году боёв на Бородинском поле.
С 15 по 17 октября части 32 сд полковника В.И.Полосухина держали здесь оборону против частей дивизии СС «Райх». Перед началом боёв на позиции красноармейцев были вынесены взятые из музейных фондов знамёна русской армии, под которыми русские солдаты сражались против французов в 1812 г. Это своеобразное «благословение из прошлого» имело огромное символическое значение, в очередной раз подчёркивая связь времён и историческую преемственность между 1941 и 1812гг.
Всплеск русского патриотизма сказался и на книгоиздательской деятельности военных политорганов. Массовыми тиражами издаются и направляются в войска брошюры о выдающихся русских полководцах, чему свидетельство следующий документ: Начальнику Главного Политического Управления Красной Армии Генерал-полковнику тов. Щербакову А.С. Управлением Военного издательства НКО по указанию Управления агитации и пропаганды ГлавПУРККА подготовлены к печати брошюры Осипова – «Суворов» и Нечкиной – «Кутузов». Обе брошюры предполагается издать тиражом по 100 тыс. экземпляров, на что потребуется 10 тонн бумаги. Издание брошюр и необходимая для этого бумага предусмотрены планом Воениздата НКО на 2 квартал 1944г. Прошу Вашего согласия. 10 июня 1944г. Генерал-лейтенант Шикин. ( ЦАМО. Ф.32. Оп.11302. Д.229. Л.128. Шикин Иосиф Васильевич (1906 - 1973), в 1942 – 1945гг. заместитель Начальника ГлавПУРККА, начальник Управления агитации и пропаганды.)
Идеология в народное сознание не обходится одним только книгоизданием. Не менее важную роль имела визуализация образов посредствам кино. В 1943г. на экраны кинотеатров вышел художественный фильм с красноречивым названием «Кутузов». Мастерски сыгранные роли актеров и военно-историческая реконструкция подняла фильм на очень высокую высоту. Фильм пользовался популярностью как в тылу, так и на фронте.
Победа над Наполеоном нашла своё отражение и в советском политическом плакате. Уже в 1941г. на улицах советских городов и во фронтовых частях появляется растиражированный плакат «Так было – так будет!», на котором проводилась прямая историческая наглядная аналогия между 1812 и 1941гг.
Однако кульминационным моментом героико-победного образа Отечественной войны 1812г. стало её отражение в советской военно-наградной системе. Так, ещё 29 июля 1942г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён полководческий Орден Кутузова двух степеней, а 8 февраля 1943г. появилась и третья степень этого ордена. В Статуте ордена говорилось, что «Орденом Кутузова награждаются командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведённый план операции — фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику нанесено тяжелое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность». Однако на этом история внедрения героических образов 1812 года в советскую наградную систему не закончилась. Появляются Орден «Победы» и солдатский Орден Славы. Но мало кто знает, что первоначально Орден Славы согласно предложению его разработчика художника Н.И. Москалёва должен был называться Орденом Багратиона, вероятно, учитывая исключительную личную храбрость этого выдающегося русского генерала, героя Суворовских походов, Шенграбена, Смоленска и Бородина. В центре ордена предполагалось поместить профиль Петра Ивановича Багратиона. Лента ордена должна была носить цвета Ордена св.Георгия. причём в эскизе внизу пятиугольной колодки помещался бант – точный аналог Георгиевского. Только по личному настоянию Сталина орден был переименован, количество степеней уменьшено до трёх, но георгиевские цвета ленты сохранились, хоть и без банта. Вряд ли нужно сожалеть об изменении первоначального проекта солдатского ордена, но сам по себе факт возникновения такого проекта показателен.
Таким образом, исходя из приведенных фактов, очевидно:
патриотическое наследие 1812г. активно осваивалось советской идеологией в годы Великой Отечественной войны, по многим направлениям, транслируя в массовое сознание народа и армии, важнейшую задачу - защиты Родины от беспощадного врага.
Обращение к прошлому не просто вдохновляло на подвиги, но устанавливало зримо-осязаемую связь с предками. Опора на прошлое должна не подвести Россию в настоящем. Такую точку Сталин поставил на Потсдамской конференции, когда на вопрос Гарримана о том, что, вероятно, русскому лидеру лестно решать судьбу Германии в Берлине он скромно ответил «Царь Александр до Парижа дошёл».
Как мы видим, параллель между двумя Отечественными войнами получила своё логическое завершение, образ воплотился в реальность, миф стал жизнью в полном соответствии с теорией мифа А.Ф. Лосева. Русские солдаты в Берлине 1945 года с полным правом могли считать себя наследниками своих предков, бравших Париж. ( Из статьи:"Патриотическое наследия 1812 года в Советской идеологии и пропаганде" А.Э.Ларионов.