Вновь на страницах канала рубрика «Фото ушедшей техники» в которой по уже устоявшейся традиции представляем Вашему вниманию тематическую подборку ранее никогда не публиковавшихся «железнодорожных» фотографий из личного архива читателя канала. Тема сегодняшнего выпуска – своего рода продолжение предыдущей «Фото ушедшей техники – 10. Суровые Луганские «фантомасы» из Узловой». Сегодня мы снова совершим «путешествие» в то же место и в тоже время – в «Узловской» регион Тульской области на рубеж 20 и 21 веков, но посмотрим на другие локомотивы, обращавшиеся в то время на участке или «плече», как говорят локомотивщики, Ожерелье – Узловая – Елец. Речь пойдет о тепловозах 2ТЭ116 из депо Елец Юго-Восточной железной дороги, с начала 90-х до первой половины нулевых годов бессменно водивших пассажирские поезда на линии от Ожерелья до Ельца. В обсуждении прошлой статьи вышла небольшая дискуссия о неофициальных сленговых «названиях» локомотивов – думаю будет нелишне написать, хотя, большинство из читателей безусловно понимают, что всякие споры о «правильных» и «неправильных» прозвищах локомотивов беспредметны «по определению». Неофициальные названия и в том неофициальны, что никем не узаконены, и используются исходя из представлений того кто их произносит – проще говоря «как придется», можно лишь говорить о тенденциях в их использовании. Но тогда в комментариях совершенно справедливо напомнили о «маруськах» - прозвище тепловозов 2ТЭ10М, имевшем хождение именно на Московской ж.д. Другой вариант – «эмка», а также «вэшка, «ушка», «элка» - такие названия были в ходу на тех дорогах, где эксплуатировались одновременно несколько модификаций 2ТЭ10. Впрочем, отвлеклись – 2ТЭ116 имели свои неофициальные названия – «фантом», (ну и у кого-то «фантомас», хотя по мнению автора, это название использовалось более широко - для тепловозов 2ТЭ10 или даже для 2ТЭ10 и 2ТЭ116 в целом), «боинг» или «горбатый». О причине возникновения последнего названия нетрудно догадаться по фото тепловоза «в профиль», особенно в сравнении с 2ТЭ10. Вызывающие же «авиационные» ассоциации «боинг» и «фантом» прозвища возникли тоже не на пустом месте – надо всего лишь раз услышать звук 2ТЭ116 на «взлете» (простите, на разгоне), опять же лучше на фоне звука привычных в то время тепловозов серий 2ТЭ10 и 2М62.
Итак, «половинки» от тепловозов 2ТЭ116, отличавшиеся к тому же завидным разнообразием заводской окраски (а водили пассажирские поезда в основном именно одной секцией) в конце 90-х – начале 00-х были наряду с узловскими 2ТЭ10М и Д1 своеобразной «визитной карточкой» линии Ожерелье – Узловая. 2ТЭ116 из Ельца на этом участке водили только пассажирские поезда (все грузовые шли под 2ТЭ10М и У из Узловой) и только те из них, что шли из Ожерелья в Елец. Маршруты поездов с «заворотом» из Ожерелья или Ельца на Тулу, широтным ходом из Ряжска на Тулу и с ряжского хода с поворотом в Павельце, на давно не существующей ныне ветке от 422 км (были и такие поезда до конца 90-х!) шли под тепловозами из Узловой и Новомосковска. По «главному» же ходу, под 2ТЭ116 шли поезда из Москвы в Донецк, Луганск, Липецк, Валуйки из Санкт-Петербурга в Волгоград и Баку, да и еще много каких поездов с «северов» на «юга». Примечательно также, что в то время (20 лет назад) в самом Ельце еще сохранялись в эксплуатации ТЭП60, но работали они только с пригородными поездами от Ельца и даже пассажирский Елец – Москва (тоже давно «ушедший», что ходил через Павелец) в нулевые ходил под 2ТЭ116. Но если отмотать время еще на лет пять назад, в 90-е… Впрочем тематическая подборка о Елецких ТЭП60 также в ближайших планах.
Все изменилось очень быстро в середине 00-х, когда в Елец массово начали поступать ТЭП70 (сначала б/у с Октябрьской ж.д., затем новые с завода), заменившие и ТЭП60, и 2ТЭ116 и 2ТЭ10М в работе с пассажирскими поездами. А представленные фото быстро стали историей.
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал и фотографии предоставлены для публикации на канале нашим читателем "AS".
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Фото ушедшей техники – 10. Суровые Луганские «фантомасы» из Узловой
Как румынская мотриса из Польши в Чехии стала «Наутилусом»
Некоторые архивные фото железной дороги