Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины: Ошибки экипажа / 7. "Лихачи" на "Соме" и "Шереметьеве"...

Уважаемые друзья, продолжаем вести постоянную рубрику (раздел), в которой вспоминаем различные аварии подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные и не "хайповые".

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - вот только некоторые источники опасности для корабля, тем более подводного. И не удивительно, что по мере поступления подводных лодок на флот появляться и такие различные случаи, приводившие к авариям и происшествиям. Некоторые происшествия происходили ненамеренно, часто из-за незнания техники

Так, одна из первых аварий двигательной установки отечественной субмарины произошла на подводной лодке "Сом".

28 апреля 1904 года Морское Ведомство России приобрело в США подводную лодку «Фултон» (тип «Холланд» 7р), получившую в нашем флоте название «Сом». В конце декабря того же года «Сом» оперативно по железной дороге прибыл во Владивосток, войдя в со­став Отдельного отряда миноносцев Владивостокского от­ряда крейсеров. Читатели, увлекающиеся историей флота, знают что в первое время подводные лодки относили именно к классу "миноносцев". Командовал лодкой лейтенант князь Тру­бецкой. Освоение личным составом новой ПЛ и её эксплуатация не обошлись без аварии - дело было новое, необычное, да и заграничная техника была еще не освоена.

Подводная лодка "Сом" в море
Подводная лодка "Сом" в море

16 августа 1905 года на лодке вышел из строя её един­ственный двигатель надводного хода, четырёхцилиндровый мотор Отто-Дейц, мощностью 160 л. с. Это произошло ког­да «Сом» попытался развить полную скорость хода. При разборе причин аварии было установлено, что виновны в ней члены экипажа самой субмарины. К сожалению в источнике (Морской сборник, №12/1934 г.) не указывалось в чем была вина экипажа, но такой факт был зафиксирован. В итоге «Сом» два месяца простоял в ремонте, завершившемся 14 октября 1905 года. К счастью, такой простой не сказался на боевом потенциале флота, к тому времени русско-японская война закончилась.

Но имели место происшествия, связанные не только с эксплуатацией механизмов. Так, можно узнать из резолюции командира Сибирской флотилии Стеценко, наложенной на рапорт начальника дивизиона подводных лодок Й.О.Липхарта, следующее: «Утвердив акт поломки перископа, я тем не менее, отношу эту поломку к вине лейтенанта фон Дих­та, маневрировавшего рискованно и неправильно, чем и бы­ло вызвана поломка...» (по данным Ковалева Э.А.). Что там произошло?

Подводная лодка "Фельдмаршал граф Шереметьев" (картина А.Тронь)
Подводная лодка "Фельдмаршал граф Шереметьев" (картина А.Тронь)

Как оказалось, таким образом Стеценко охарактеризовал необдуманное лихачество командира подводной лодки «Шереметьев» Дихта, проявлен­ное 7 мая 1913 года при отходе от плавбазы подводных лодок «Ксения». Судно "Ксения" стояло на становом якоре кормой к берегу, с кото­рым её связывало несколько длинных швартовых. Тянущи­еся к высокому борту плавбазы ПЛ канаты и тросы образовывали за кормой своего рода арку, которая и "привлекла" коман­дира стоявшей у борта «Ксении» ПЛ «Шереметьев». Наме­реваясь отойти от плавбазы, Дихт дал лодке ход, направив её в «пролив» между берегом и кормой «Ксении». Подвод­ная лодка тут же зацепилась за один из швартовых перис­копом, который оказался немедленно погнут.

У борта плавбазы "Ксения" подводная лодка "Сом"
У борта плавбазы "Ксения" подводная лодка "Сом"

Восстановление боеготовности субмарины обошлось в 350 рублей. По ходатайству начальника дивизиона подводных лодок Липхарта, деньги были списаны за счет казны. Большая сумма по тем временам и мягкое решение командования, в ведь все могло бы быть и хуже...

Становление отечественного подводного флота было не легким, но люди не сдавались.

Источники:

Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Морской сборник, №12. 1934 г.- С.96.