Найти тему
Юрий Пашолок

Большая американская платформа для очень большого миномета

История создания самоходного миномета Mortar Motor Carriage T94, который базировался на шасси GMC M40

Такой вид артиллерии, как мортира, появился еще в XV веке. Эти орудия, в силу своей специфичности, стреляли недалеко, но зато если попадут... Орудия данного типа вели навесной огонь, поражая цели, находящиеся вне зоны действия обычной артиллерии. Аналогично обычным орудиям, мортиры прошли длинный этап эволюции. При этом их роль на поле боя постепенно сходила на нет. Особенно этот процесс активизировался в первой половине XX века. Мортиры в их классическом виде дожили до Второй мировой войны, впрочем, их роль на полях сражений заметно снизилась. Вместе с тем, именно мортиры стали самыми мощными системами Второй мировой войны, исключая железнодорожную артиллерию. Разумеется, речь идет о gerät 040, он же Karlgerät, самоходных мортирах калибра 600, а позже и 540 мм. Правда, при этом применение gerät 040 стало скорее демонстрацией простой истины - идея заходит в тупик. Дальность действия мортир оказалась невысокой, такой же невысокой была и мобильность, так что вся боевая деятельность gerät 040 составила всего несколько боевых операций.

Опытный образец 254-мм миномета T5E3 на лафете T6E3, март 1945 года.
Опытный образец 254-мм миномета T5E3 на лафете T6E3, март 1945 года.

Отчасти поле деятельности мортир отъели гаубицы, некоторые из которых именовали мортирами, но на практике это типичные гаубицы. Вторым, еще более опасным соперником, стали минометы. Первые образцы нового оружия появились еще в конце XIXвека, далее была русско-японская война, а расцвета минометы достигли в годы Первой мировой войны. Иные минометы (особенно стержневого типа) по калибрам догнали иные мортиры. Впрочем, довольно быстро минометы ушли в более скромные калибры. Но даже в исходном виде минометы делали мортиры во многом бесполезным вооружением. Мобильность минометов, даже тяжелых, оказалась не в пример выше, поскольку их масса была значительно ниже. Поэтому и калибры минометов оказались, как правило, не особо высокими - 50-107 мм, к концу 30-х появились и 120-мм минометы.

Mortar Motor Carriage T94 в походном положении. К лету 1946 года удалось достичь стадии установки макета миномета.
Mortar Motor Carriage T94 в походном положении. К лету 1946 года удалось достичь стадии установки макета миномета.

Несмотря на это, еще до начала Второй мировой войны снова пошла тенденция на рост калибров минометов. В Советском Союзе еще до войны пошли работы по минометам калибра 160 и 240 мм. И если 240-мм миномет до конца войны так и не вышел за рамки опытных работ, то 160-мм миномет был принят на вооружение Красной Армии 17 января 1944 года постановлением ГКО №4971сс, а уже с марта того же года начался серийный выпуск. Занимались тяжелыми минометами и в США, правда, там дальше опытных образцов дело не продвинулось. Самым крупным калибром стал 107, таким обладал M2 4.2-inch Mortar, химический миномет. Вместе с тем, работы шли и по минометам калибра 155 мм - десантный T25, а также танковый T9. Самым тяжелым стал 10-дюймовый (254 мм) миномет T5. Работы по нему начались в конце войны, а к началу 1945 года появилась версия T5E3. Работали по миномету в арсенале Уотервлиет.

Боевое отделение MMC T94, вид сверху.
Боевое отделение MMC T94, вид сверху.

Увы, по данному миномету материалов практически нет никаких. Вместе с тем, это был совсем не "бумажный" миномет. К марту 1945 года опытный образец миномета на лафете T6E3 был изготовлен силами арсенала Уотервлиет. Вместе с тем, еще в начале 1945 года стало очевидно, что требуется самоходный вариант миномета. Миномет получился весьма громоздким, а процесс его заряжания требовал механизации. Посему и возникла идея поставить миномет на подходящее шасси. Таковое было в то время одно - 155 mm Gun Motor Carriage T83. На этой же базе делалась самоходная гаубица 203-mm Howitzer Motor Carriage T89. В январе 1945 года по одному образцу машины ушло на войсковые испытания в рамках "миссии Зебра". Впрочем, в начале 1945 года и так становилось понятно, что машина получилась, вопрос стандартизации GMC T83 был почти решенным. Кроме того, в феврале 1945 года силами Pressed Steel были сданы первые серийные GMC T83.

Подвижность и масса машины сохранялась на уровне GMC M40.
Подвижность и масса машины сохранялась на уровне GMC M40.

Официальный старт программы самоходного миномета был дан 22 февраля 1945 года. В этот день Комитет по Вооружениям утвердил разработку 10-inch Mortar Motor Carriage T94. Работы по машине не представлялись чересчур сложными, поскольку шасси GMC T83, которую в марте 1945 года стандартизировали как GMC M40, позволяли довольно легко переделать ее в самоходный миномет. Согласно имеющейся справке, предполагалось поставить миномет T5E2 на лафете T6E2, но вообще-то в марте 1945 года на испытания уже вышел миномет T5E3 на лафете T6E3. В общем-то, разницы между ними почти никакой не было, но просто для справки. Видимо, случился типичный пример ситуации, когда "танкисты" не успевали за "артиллеристами".

MMC T94 в боевом положении. Большая конструкция сверху служила для подачи мины в ствол.
MMC T94 в боевом положении. Большая конструкция сверху служила для подачи мины в ствол.

Согласно расчетам, боевая масса MMC T94 составлял 36287 кг, то есть столько же, сколько у GMC M40. Таким же предполагался и боекомплект - 20 мин. Экипаж снижался до 6 человек, поскольку процесс заряжания миномета был механизирован. Основным назначением новинки должна была стать борьба с вражескими оборонительными сооружениями. Наличие столь мобильной платформы позволяло быстро развернуться в боевое положение, а потом столь же быстро покинуть место стрельбы, чтобы не накрыло ответным огнем. От других проектов MMC T94 отличался необычайно большими углами горизонтальной наводки - по 15 градусов влево и вправо. Еще одним преимуществом машины становилось то, что перед стрельбой не требовалось устанавливать плиту. Согласно подсчетам, устойчивости шасси GMC T83 вполне хватало, чтобы вести огонь "с гусениц", опустив штатный сошник. По проекту, машина должна была получить кольцевую турель с 12,7-мм пулеметом Browning M2HB, но ее так и не поставили.

Момент загрузки мины в устройство для подачи мины в ствол.
Момент загрузки мины в устройство для подачи мины в ствол.

Технический проект утвердили 15 мая 1945 года, после чего Детройтский Арсенал приступил к переоборудованию одной из GMC M40 в самоходный миномет. Вместе с тем, далее работы застопорились. Нет, полностью они не прекратились, вместе с тем сложилась тенденция, когда машина оказалась в нижнем приоритете. По этой причине к началу 1946 года работы достигли стадии установки макетного образца миномета T5E3 на лафете T6E3. Также удалось переоборудовать GMC M40. Машина получила штатное крановое оборудование, которое ставилось на лафете T6E3. Для облегчения процесса заряжания с правой стороны боевого отделения имелась складная платформа. По направляющим мина подавалась в ствол, то есть система была дульнозарядной. Почему миномет сделали так, неизвестно, советские М-160 и М-240 были казнозарядными. Это позволило обойтись без той громоздкой системы, которая была у T5E3.

Миномет на максимальном угле поворота вправо,он достигал 15 градусов.
Миномет на максимальном угле поворота вправо,он достигал 15 градусов.

Оценить результаты работ по MMC T94 так и не удалось. Резкое снижение финансирования ударила и по GMC M40/HMC M43, в результате объем выпуска этих машин сильно отличался от запланированного. Ну а MMC T94 рекомендовали отменить еще в январе 1946 года. Активность по машине продолжалась как минимум до июня 1946 года, к тому моменту ее переименовали в 250-mm Mortar Motor Carriage T94. Полноценный миномет на САУ так и не поставили, поскольку и буксируемый миномет дальше стадии опытного образца не продвинулся. Возможно, спустя 5 лет, в ходе Корейской войны, кто-то из военных и вспомнил о данной машине. В гористой местности такая штука точно бы пригодилась. Тем не менее, крупнокалиберные самоходные минометы у американцев так и не задались. А у нас работы по тяжелым минометам закончились созданием 2С4 "Тюльпан".

Список источников:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

Другие статьи по американским гусеничным САУ:

Проекты легких американских истребителей танков GMC T20, T29 и T50

История создания американского легкого истребителя танков GMC T56 на шасси Light Tank M3A3

История создания американского легкого истребителя танков GMC T57 на шасси Light Tank M3A3

Установка 90-мм орудия T7 в самоходную артиллерийскую установку GMC M10

Эксперименты по установке оборонительного вооружения на САУ GMC M40

Взлет и падение истребителей танков

К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"