Старая Калужская дорога (ака «Екатерининский тракт» ) — старинная дорога, соединявшая Москву и Калугу. Она проходила восточней современной трассы М3 от Чёрной Грязи до окрестностей Калуги (см. левую часть трека на карте ниже). Об участке Чёрная Грязь - Недельное я писал здесь, а сейчас речь пойдет о самом интересном участке Старой Калужки — от Башмаковки до Никола-Дол.
...У мемориала в Недельном я приметил местного жителя рядом с УАЗиком, спросил его дорогу. Поняв, что больше мне ничего не надо, мужичок оживился, справился, откуда я приехал, а узнав, что я приехал со стороны Филипповки – еще более оживился и спросил, как там дорога. Я ответил, что норм, но на Жигулях будет тяжеловато, на что хозяин с гордостью показал на свою Буханку. ))
Выехав из Недельного, я продолжил свой путь на юг. Твердое покрытие закончилось после Казариново. Учтите, что в любое время года участок Якимовка - Башмаковка можно проехать лишь на джипе, либо идти пешком от Казариново. Первый раз я оказался в деревушках, куда добраться можно лишь на внедорожнике, и то лишь в хорошую погоду. Что здесь творится в распутицу трудно вообразить... Но в то лето было довольно сухо, и я весело катил по грунтам на своем двуколёсном друге.
...«На Калугу?!» — уважительно глядя на мой забрызганный грязью велосипед, спросил колоритнейший бродяга, шедший навстречу. И, одобрительно кивая головой, указал, как лучше всего объехать огромную лужу! :)
В Якимовке в очередной раз спросил, где нахожусь, и убедившись, что следующая заброшка уже в следующей деревне, бодро доехал до Башмаковки.
Башмаковка. Церковь Николая Чудотворца
... Совершенно внезапно через листву деревьев впереди показалась церковь, на большой солнечной поляне.
Пожалуй, из всех заброшек маршрута церковь в Башмаковке наиболее впечатляющая, хороша со всех сторон.
Как всегда – подступы густо поросли борщевиком, впрочем, тропинку ко входу я нашел без труда, народ ходит сюда частенько. Фотографии церкви снаружи и внутри, пожалуйста, смотрите в этой галерее:
Церковь Николая Чудотворца в Башмаковке была построена около 1812 года. Координаты: 54.808512, 36.525802
Хорошенько отсмотрев церковь, я устроил небольшой привал с перекусом, после чего продолжил свой путь. На выезде меня окликнул местный житель, спросил, откуда я еду, да не жарко ли в такую погоду. ))
Далее была сперва красивая довольно хорошая дорога через лес, которая вывела меня на еще пару болотистых низинок, с очень глубокими лужами, я едва пробрался по их кромке.
Никола-Дол. Церковь Николая Чудотворца
Ну и далее я снова попал на бетонку, по которой докатил до Никола-Дол. За лесом у кладбища еще издали хорошо видна колокольня ещё одной старинной церкви Николая Чудотворца. Чем ближе к церкви, тем выше трава, а подступиться к самой колокольне снова мешали густые заросли крапивы и борщевика...
Церковь Николая Чудотворца была построена в Никола-Дол в 1740 году.
Координаты: 54.717423, 36.45949
После Никола-Дол меня ждал последний (точней предпоследний) участок грунтов. В очередной раз чутье мне подсказывало, что уже пора свернуть на развилке налево, но я доехал до Ястребовки, радостно набрал там вдоволь воды из колонки, и спросил проезд до платформы Желябужской (поскольку выговорить невозможно, местные единогласно сокращают до Желябы). Местные сказали мне ехать до Андреевского, и оттуда через лес до платформы.
Выезжаю на трассу Калуга-Таруса...
Вернувшись на развилку, я поехал дальше. Далее меня ждала еще одна развилка Филенево-Андреевское. Чутье почему-то подсказывало, что надо бы на Филенёво (в очередной раз оно не подводило меня – название это я забыл, но именно таков и был предварительный план наиболее короткого выезда до Желябы), но я доехал до Андреевского. Там я еще раз спросил дорогу до Желябы, и парень сказал, что лучше вернуться до Андреевского, ибо через лес дорога ухабистая.
Возвращаться желания не было никакого, я поехал через лес, где меня ждали веселые лужи, в первых двух я оболстился тем, что спокойно проехал через них, а в третьей маленько провалился в грязь. Тут включился во мне физик, и решено было ехать через лужи по середине, поэтому в следующей луже я увяз в грязи уже двумя ногами. Далее обходил лужи по следу предположительно советского дорожного велосипеда. ))
Единственное, что не было выполнено (как возможная дополнительная опция) – я не доехал до Богородского, ибо там предполагалась еще одна веселая лесная дорога с последующим переходом речки неизвестной ширины, ну и бездорожный запал практически исчерпался, хотелось отдохнуть на асфальте. Поэтому обратно поехал по трассе Калуга – Таруса, а уже от Тарусы до дачи проехал любимой лесной дорогой, вернулся около 8 часов вечера, к окончанию светового дня.
В завершении несколько слов по туристическо-велосипедной теме (общий километраж составил 170 км, время прохождения 17 часов).
Несколько слов о байкпакинге
Я первый раз оценил по достоинству концепцию байкпакинга, с собой брал лишь целлофан и кусочек пенки как укрытие (на случай если будет желание-таки зависнуть где-то на ночь), вечернюю одежду, еду, котелок с горелкой и газом (очевидно совершенно не нужными в наших краях, где дров полным полно, но чисто хотелось проверить как все пакуется, держится и т.д.) . Самодельная подседельная сумка была наконец оснащена закрывающим ее клапаном (как в старых рюкзаках), все прошло испытания на ура.
Питание в поездке
Обошелся без горячей готовки, ел лишь хлеб, совсем немного сыра, сгущенку и прочие сладости, и очень радовали ягоды жимолости, которые я насыпал с сахаром в маленькую баночку). Воды вез с собой немало, пил вполне достаточно, и это было правильно. Сильно не загонялся, на обратном пути местами в подъемы шел пешком, что полностью соответствует концепции – ехать долго, но небыстро, не уходить особо в анаэробку, участки пешком – здорово помогают ногам отдохнуть. Из стимуляторов )) – только зеленый чай (просто настаивал в холодной воде), на обратном пути, когда начинается традиционная упоротость, тупизм, вялость и пофизигм, вполне помог.
А здесь вы можете почитать о моём 90-км походе пешком по Калужской области до Богородской Слободы!