Оценки и домашние работы. Сколько головной боли от них.
Часть 1. Домашние задания
Сначала посмотрим замечательную сценку:
В ней описаны все недостатки домашних заданий (в том числе методические). Уверен, что так мучаются не только Ксения Корнева с Димочкой (Брекоткиным).
А теперь вопрос: что в домашках такого нужного?
Поступлю как настоящий учитель - сам отвечу на свой же вопрос.
Идея домашних заданий изначально провальная.
Давайте я напишу очень кратко, тезисно, для чего нужны домашние задания. А если кому будет надо - каждый момент могу осветить отдельно (каждый абзац здесь - целая статья).
Обычные задания могут задаваться только для того, чтобы "отработать" (читай: "лучше запомнить") алгоритм решения задачи, который был записан (в тетрадь, в память) во время урока. Для запоминания без понимания нужно очень большое количество повторений. Именно это мы и наблюдаем - детям задают огромное количество домашек с однотипными заданиями. Но стоит лишь заменить алгоритмическое обучение пониманием - они потеряют свою актуальность на сто процентов.
Если речь идёт о более серьёзных заданиях с использованием мыслительных процессов, то самостоятельное выполнение домашних заданий нужно для того, чтобы учитель и сам ребёнок видели, что именно ученик понял, а чего нет. Такие задания должны контролироваться учителем (а не родителями) на каждом шаге, и каждая ошибка должна быть грамотно "отработана". Такие домашние задания могут быть нужными, но что-то я не замечал, чтобы учитель каждый урок разбирал по 30 раз (с каждым учеником) какие ошибки в домашних заданиях кто совершил.
Особняком идут домашние задания по творческим предметам. И я сейчас не о проектах. Я о таких предметах, как рисование, музыка, риторика, для которых нужны навыки, требующие действительно большого количества повторений. При этом ошибочные повторения тоже должны быть и считаться в "плюс", а не в "минус", потому что нельзя написать хорошую картину, не нарисовав сто плохих. И частично контролировать процесс тут может и сам ученик, при условии, что учитель всё равно поможет разобраться в ошибках. Только такой вариант "д/з" может более или менее быть оправданным. Но много ли заданий типа "нарисовать сто кругов карандашом" задают учителя детям?
Да, из всех домашних заданий наибольшей пользой мне видится учение стихов наизусть. Практическая польза от "Скажи-ка, дядя", может, и не велика: в разговор или эпитафию цитату вставить, разве что. Но. Вы мне можете не верить, а заучивание стихов помогает научиться решать задачи по физике и химии. Помогает, помогает. И те, кто стихи не учил, решают задачи хуже уже на этапе "внимательно прочитать текст задачи"
Выходит так, что домашние задания не выполняют свою функцию или выполняют не ту функцию, которую должны.
Вывод напрашивается очевидный.
Упразднить! Нельзя оставить.
Домашние задания имеют под собой огромное количество недостатков, и не выполняют ни одной полезной функции, даже если они заявлены.
Ибо стоит лишь заменить алгоритмическое обучение пониманием...
А что тогда делать?
Да, в самом деле, что будет, если оставить детей без домашних заданий? Ну это кроме того, что дети будут куда спокойнее чувствовать себя дома, что над ними не будет ничего висеть, что родители не будут больше ныть "а ты домашку сделал" и т.д.? А самое главное, учителя не будут сидеть до двух ночи над проверкой.
Сейчас меня могут закидать тапками и тряпками
Но я скажу так, как говорил всегда: учить нормально надо в школе, тогда в домашках вообще не будет нужды. И дети не только через неделю, но и после летних каникул и карантинов будут вспоминать, что они проходили и как решать задачи. Не можете поверить? Вот поэтому и неудача.
Ах да, время. Не хватает учителям времени нормально учить, поэтому удваивают и удесятеряют его за счёт домашних заданий. А на минуточку, на одну только математику в школе выделяется по меньшей мере полторы тысячи (1524) уроков. Но если нормально учить, то этого с лихвой.
Да кто ж мне поверит?
А вот законодательно отменят домашки - придётся поверить
PS
На статью меня натолкнула статья одного автора, с которым мы иногда спорим, иногда соглашаемся. Там сам текст не столько о школе, сколько о чиновниках, но вот первая мысль у меня была "наконец-то началось" Вторая: "Сейчас пройдёт волна негодования от тех, кто не знает, что делать, а я - хахаха - знаю!"
UPD: Читайте продолжение про оценки!