Найти тему
Авиационное обозрение

Многоцелевой истребитель Як-17. Особенности конструкции.

Оглавление

Добрый день. Завершаем обзор по одному из первых советских реактивных истребителей Як-17. Ранее вышла публикация в которой были отмечены основные этапы его разработки и испытаний (Ссылка на статью). Для получения более полного представления о данном истребителе также рекомендую с ней ознакомиться. Сегодня же основной упор будет сделан на техническую часть. Мы подробно рассмотрим конструкцию этого истребителя, его основные системы и состав бортового оборудования. Як-17 представлял собой цельнометаллический одноместный низкоплан выполненный по реданной компоновочной схеме. Во многом его конструкция была схожа с предшественником в лице Як-15 (Ссылка на статью). Основные отличия заключались в применении другой схемы шасси, а также в возможности подвески дополнительных топливных баков на концах консолей крыла. Была изменена и кабина пилота, а также состав различного оборудования. Теперь более подробно.

Фюзеляж, кабина пилота, оперение и крыло истребителя.

Конструктивно фюзеляж истребителя состоял из передней, средней и задней части. Его каркас имел ферменную конструкцию, сваренную из хромансилевых труб. Сварная ферма состояла из четырех лонжеронов, специальных опор и соединительных элементов. Для крепления обшивки и придания соответствующих форм фюзеляжу применили специальную опалубку. Она представляла собой набор шпангоутов и стрингеров. В передней части каркаса находились узлы крепления двигателя и вооружения. В задней части размещались узлы крепления стабилизатора и киля. Из-за специфичной установки двигателя и присутствия зоны повышенной температуры, потребовалось усилить обшивку задней нижней части фюзеляжа. Она была двухслойной. Ее наружная часть была выполнена из жаропрочной стали, а внутренняя из дюралюминия. Остальная обшивка была обычной однослойной. Кабина пилота размещалась в средней части фюзеляжа. Она состояла из неподвижного козырька и задней сдвижной створки. Для предотвращения попадания выхлопных газов из двигательной установки ее сделали герметизированной. Это осуществлялось установкой соответствующих перегородок (в том числе противопожарных) и резиновых прокладок. Сиденье пилота было регулируемым по высоте в пределах 65 мм. Сама кабина была отапливаемой.

Неразъемное трапециевидно крыло истребителя Як-17 было свободнонесущим с работающей обшивкой. Его каркас состоял из двух основных и четырех дополнительных лонжеронов, стрингеров и сорока нервюр. Обшивка крыла была изготовлена из листового дюралюминия и крепилась к каркасу потайными заклепками. Использовался профиль крыла Clark-YH (модифицированный). На законцовках были установлены специальные крепления для подвески дополнительных топливных баков. Можно также отметить что на крыле находилась посадочная фара ФС-155 (было смонтирована в передней кромке левой консоли) и фотокинопулемет ПАУ-22. В состав механизации крыла входили элероны типа Фрайз и посадочные щитки. Каркас элерона состоял из лонжерона, восьми нервюр, накладки и заднего обвода. Он крепился на три узла, имел 26 %-ную аэродинамическую компенсацию и 102 %-ную весовую балансировку. Самолет обладал классическим типом оперения. Профиль горизонтального оперения- симметричный RAF-30. Стабилизатор крепился к задней части фюзеляжа на четыре специальных узла. Его каркас состоял из двух лонжеронов, четырех стрингеров, десяти нервюр и профилей жесткости. Обшивка была сделана из дюралюминия, которая крепилась потайными заклепками.

Общая схема самолета Як-17.
Общая схема самолета Як-17.

В консольной части стабилизатора находились узлы для крепления антенны радиоопознавателя СЧ-3М. Руль высоты был цельнометаллическим и снабжался автоматическим триммером. Каркас киля состоял из двух лонжеронов, трех нервюр, стрингера и профилей жесткости. Обшивка аналогична- как и у стабилизатора. Каркас руля направления состоял из лонжерона и двенадцати нервюр. Его обшивка была смешанного типа- из дюралюминия и полотна. Стоит также отметить что он оснащался неуправляемым триммером.

Силовая установка и сопутствующие системы.

Что касается силовой установки, то она представляла собой турбореактивный двигатель РД-10 (или РД-10А), который являлся советской копией немецкого трофейного Junkers Jumo 004 (Ссылка на статью). Как уже отмечалась выше, истребитель был реализован по реданной компоновочной схеме. В соответствии с ней двигатель размещался в передней нижней части фюзеляжа. Он устанавливался под углом в четыре градуса к горизонтальной оси и крепился к фюзеляжу на трех специальных узлах. В состав топливной системы входили топливные баки (крыльевые и фюзеляжный), топливомер, топливный фильтр, подкачивающие насосы и другие узлы. Всего на самолете было установлено семь топливных баков.

Основной (емкостью в 240 литров) размещался в фюзеляже, а остальные шесть (передние емкостью в 104 литра, корневые емкостью в 53 литра и консольные емкостью по 72 литра) в крыле. Также применялись и дополнительные подвесные топливные баки емкостью по 200 литров. Горючее из них подавалось в фюзеляжный бак. Конструкция всех баков- сварная из специального сплава с внутренними перегородками для придания необходимой прочности.

Схема шасси.

Истребитель отличался от своего предшественника применением схемы трехстоечного шасси с передней носовой стойкой. Основные стойки в полете убирались в специальные отсеки крыла и закрывались щитками. Носовая стойка примерно наполовину складывалась в переднюю часть фюзеляжа, а ее выступающие части были прикрыты щитками обтекателя. Что касается колес, то на основных стойках были установлены тормозные, размером 570 х 140 мм, а на носовой стойке- нетормозное колесо размером 400 х 150 мм.

Общий вид передней стойки шасси. Источник фото: http://aviadejavu.ru/
Общий вид передней стойки шасси. Источник фото: http://aviadejavu.ru/

Все стойки имели масляно-пневматическую амортизацию. За уборку и выпуск шасси отвечала пневмосистема. Их осуществляли под действием сжатого воздуха. На самолете была предусмотрена система аварийного выпуска шасси, которая также работала на сжатом воздухе из установленного аварийного баллона.

Различное оборудование, вооружение и системы самолета.

Самолет был оснащен всем необходимым оборудованием для обеспечения успешного решения поставленных перед ним задач. Комплект пилотажно-навигационных приборов позволял осуществлять полеты в сложных метеоусловиях. Можно выделить следующие изделия: указатель скорости КУС-46, вариометр ВР-30, авиагоризонт, компас КИ-11, измеритель числа M, высотомер ВД-14 и других. Большая их часть размещалась на центральной приборной доске в кабине пилота.

Также самолет оснащался приборами контроля работы двигателя, различными манометрами, индикаторами и т. д. Следует выделить наличие кислородного оборудования, которое предназначалось для подачи воздуха в кабину пилота на высотах до 12 км. В его состав входили кислородный прибор КП-14, индикатор кислорода, баллон с кислородом на 4 литра, манометр, кислородный вентиль, редуктор и трубопроводы. Что же касается радиооборудования, то в его состав входила приемо-передающая коротковолновая радиостанция типа РСИ-6, радиополукомпас РПКО-10М и радиоопознавательное устройство СЧ-3М. В состав вооружения истребителя входили две 23-мм пушки НС-23 (Ссылка на статью) с общим боезапасом в 120 снарядов. Каждое орудия крепилось в двух точках. Задний узел крепления был регулируемым. Питание пушек осуществлялось из патронного ящика. Гильзы и звенья собирались в специальных гильзо и звеньесборниках. Что касается прочих систем, то можно выделить следующие:

  • Электросистему;
  • Систему управления;
  • Маслосистему;
  • Пневматическую систему.

К качестве примера отметим особенности электросистемы. Основным источником электроэнергии являлся генератор ГСК-1500.

Пример установки генератора ГСК-1500 на самолете МиГ-9.
Пример установки генератора ГСК-1500 на самолете МиГ-9.
Для справки. Генератор ГСК-1500 представлял собой четырехполюсную динамомашину постоянного тока. Работал совместно с регуляторной коробкой РК-1500А и сетевыми фильтрами СФ-1А. Устанавливался на двигателе самолета. В полете охлаждался встречным потоком воздуха. Контроль за его работой осуществлялся по вольтамперметру.

Также использовалась и аккумуляторная батарея типа 12А-10, которая устанавливалась за спинкой сиденья. Их применение позволяло обеспечить электроэнергией все установленные потребители (электрические помпы, бортовые лампы, умформеры, сигнальные лампы, датчики, электроспуски и т. д.).

Истребитель Як-17 в музее Монино. Источник фото: https://topwar.ru/
Истребитель Як-17 в музее Монино. Источник фото: https://topwar.ru/

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, http://www.airwar.ru/, https://karopka.ru/, https://airpages.ru/, http://aviadejavu.ru/, http://forums.airforce.ru/, https://aviarestorer.ru/, https://topwar.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга Н. В. Якубович. Боевые самолеты Яковлева, книга Н. В. Якубович. Реактивные первенцы СССР, книга Техническое описание самолета МиГ-9 под редакцией К. В. Пеленберга, журнал Авиация и время.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).