Найти тему
А мы и не знали

Рождество: Писания и толкования

Толкования текстов Писания и бесконечное их повторения в книгах и проповедях привели к тому, что сложился целый ворох стереотипных представлений, неверных или ничем не подкреплённых. Например, считается, что Рождество Христово произошло зимой. Однако в Евангелиях нигде не написано, в какое время года родился Иисус! Согласно Клементу Александрийскому, это произошло 20 мая. Ипполит Римский писал, что 12 января. Другие авторы предлагали 21 марта, 25 марта, 18 апреля, 19 апреля, 29 мая, 17 ноября, 20 ноября. Соответственно, разные церкви отмечали его в разное время, и лишь в результате споров договорились о компромиссной дате 25 декабря, возможно, чтобы «заместить» один из языческих праздников.

Говорят, что Иосиф с беременной женой отправился в чужие края, но: «И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк., 2:3). То есть Иосиф был родом из Вифлеема! Была назначена переписка населения, вот он туда и отправился. «Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк., 2:6-7). Вообще-то, в греческом тексте речь не о гостинице, а о просто «жилом помещении». Ведь в родном городе у Иосифа наверняка были родня и друзья. Он у них жил, но не было там места, вот и положили на какое-то время ребёнка в ясли. А что такое ясли? Это кормушка для скота в виде скошенного к низу треугольного ящика, прикреплённого к стене хлева.

Ныне на Рождество вовсю торгуют картинками и скульптурками: ягнятки, коровки, волхвы, и тут же мать с ребёнком. Однако в евангельских текстах нет ни слова о присутствии возле яслей с Младенцем каких-либо животных. По легенде, первым соорудил рождественский вертеп с яслями и животными святой Франциск, а он жил в конце XII – начале XIII века.

Неизвестно, когда стали приделывать над такими поделками звезду – при том, что нет в Писании указаний, будто над яслями висела какая-либо звезда. По текстам, она была позже указана волхвам, шедшим с востока, в качестве ориентира по пути к уже рождённому младенцу-Спасителю. Но не сказано, что она была над яслями в ночь, когда он родился.

Волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его» (Мтф., 2:11). Как видим, волхвы нашли младенца не в яслях, и вообще не в хлеву, а в доме – причём в греческом оригинале писано: вошли в тэн ойкиан, «в тот самый дом».

Затем: бытует представление, что волхвов было трое – хотя в тексте этой цифры нет. Толкователи решили, что волхвов было трое, только потому, что они принесли три дара: золото, ладан и смирну.

Волхвов часто называют «тремя царями»», но в самих Евангелиях о каких-либо пришедших ко Младенцу царях речи нет.

Достоверным считается факт избиения младенцев по приказу царя Ирода, но история эта описана только в Евангелии Матфея. Там говорится, что якобы Ирод, узнав от волхвов о рождении Иисуса, велел им всё разведать и доложить ему. Больше всего его интересовала дата рождения – ведь, как считается, волхвы могли появиться при его дворе от сорока дней до двух лет после Рождества. Волхвы, «разведав», к нему не вернулись. Ирод «весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мтф., 2:16). Иосиф с семьёй успел сбежать в Египет. О результатах же «избиения» Матфей пишет весьма туманно, со ссылкой на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мтф., 2:17-18).

Порывшись в сети, можно найти утверждения, что было перебито четырнадцать тысяч младенцев (хотя кое-кто называет и вдесятеро большие количества жертв). Между тем, по современным подсчётам, население Вифлеема в те времена составляло от трёхсот человек до тысячи. Из этого те, кто серьёзно изучал вопрос, делают вывод, что реально террор Ирода стоил жизни то ли двенадцать, то ли двадцать мальчиков. А на самом деле вся история может оказать пустой: ни в каких древних источниках не сообщается о подобном избиении вообще.

И, наконец, большинство историков (опираясь на Иосифа Флавия; см.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8) считают, что Ирод умер или в 4 году до н.э., или, самое позднее, в начале 1 года до н.э., то есть до рождения столь ненавистного ему Иисуса.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

Другие статьи:

Хороший пример извращения Священного писания

Год рождения Христа определить невозможно

Разгадка: зачем в Евангелиях дано родословие Иосифа, который Иисусу вовсе не отец