Найти тему
Ваш Реставратор

Прощай, немытая Россия – здравствуй, Россия душистая!

Оглавление

Золотой юбилей: К пятидесятилетию со дня основания Т-ва Брокар и Ко., 1914 г.

Мы отреставрировали книгу и сделали для нее футляр с окошком.
Мы отреставрировали книгу и сделали для нее футляр с окошком.

Парфюмерная компания Брокар и Ко отметила свой 50-летний юбилей в начале XX века – в том числе, выпуском этого красочного издания. А мы спустя век отреставрировали эту книгу. И решили поделиться с вами историей этого душистого бренда.

Забежим чуть вперед: после революции и национализации компания будет называться парфюмерной фабрикой “Новая заря”. А один из ее ароматов - “Любимый букет императрицы” – перевыпустят под названием “Красная Москва”. Некоторые специалисты будут опровергать эту версию, утверждая, что в основу “Красной Москвы” лег другой французский аромат с похожим названием. Но будем реалистами: зачем красть аромат из Франции, если есть уже готовый аромат от француза? Да, наши мамы и бабушки пахли как императрицы, и точка!

Да, Анри Брокар, основатель фабрики Брокар и Ко – выходец из состоятельной семьи французских парфюмеров. В попытке избежать конкуренции и открыть новые рынки семья Брокаров перебиралась было в Америку. Но позже они вернулись во Францию, где Анри продолжил изучать парфюмерию. А потом – уже самостоятельно – снова отправился искать новые горизонты. И нашел их в России.

Свои первые 3 года в Москве Анри Брокар, в России ставший Генрихом Афанасьевичем, проводит в должности главного парфюмера на фабрике своего соотечественника Константина Гика. Здесь он изобретает новый способ производства концентрированных духов – и продает его на родину, во Францию, за 25 тыс. франков. Вот и стартовый капитал! А женитьба на проживавшей в Москве бельгийке Шарлотте привела не только к созданию крепкого брачного союза и надежного тыла, но и к появлению в команде гениального маркетолога.

Да здравствует мыло душистое!

Первый патент на знаменитое "народное" мыло от Брокара.
Первый патент на знаменитое "народное" мыло от Брокара.

В 1864 году Генрих Брокар открывает небольшую мыльную фабрику. История его успеха началась с “народного” мыла – оно стоило всего 1 копейку. Но это было не обычное скучное мыло брусками. Это было мыло “шаром” диаметром 4 см. Мыло “огурцом”, на вид – только что с грядки. Детское мыло с буквами алфавита – собери все буквы в коллекцию! И мыло со схемами вышивки на упаковке, чтобы хозяйки гонялись за новыми идеями. Позже его мылом – в виде мандаринов, слонов и раков – будут украшать новогоднюю елку.

Позже к “народному” мылу выйдут такие же “народные” товары для ежедневного туалета – пудра и помада для волос, а затем – и для лица. Они будут неплохо продаваться и по отдельности, но как горячие пирожки будут разлетаться в комплектах: 3 предмета за 3 копейки, полный набор для туалета – по рублю.

Эта история описана в книге – сделав набор из 10 предметов за 1 рубль и дав рекламу, Брокар добился того, что его новый магазин подвергся осаде покупателей. И это – больше чем за век до осады магазинов Apple при выходе новой модели!
Эта история описана в книге – сделав набор из 10 предметов за 1 рубль и дав рекламу, Брокар добился того, что его новый магазин подвергся осаде покупателей. И это – больше чем за век до осады магазинов Apple при выходе новой модели!

Фонтан для бизнесмена, букет для императрицы.

Парфюмерия Брокара не раз выигрывала международные награды – эти ароматы были признаны и высоко оценены на международном уровне!
Парфюмерия Брокара не раз выигрывала международные награды – эти ароматы были признаны и высоко оценены на международном уровне!

Впрочем, этим маркетинговый подход четы Брокар не ограничится.

К примеру, Брокар первым в России выпустил цветочный одеколон. А в качестве рекламы устроил из своего “Цветочного” одеколона фонтан – в 1882 г. им пахла вся Всероссийская промышленная выставка. И это был не первый и не последний гениальный рекламный ход. Поэтому мы крайне советуем познакомиться с этой книгой всем, кто интересуется рекламой и маркетингом – тут представлены кейсы не только интересные, но и во многом по сей день актуальные.

Оформление витрин – не менее важный аспект успеха.
Оформление витрин – не менее важный аспект успеха.

В 1873 году компания Брокара стала поставщиком двора великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской. Как? Легко! Ей пришелся по нраву подарок, букет ароматизированных восковых цветов с флаконом духов с таким же “букетом” в аромате. Этот небольшой презент не потребовал от Брокара значительных затрат, зато звонкое звание весьма благотворно повлияло на бизнес-показатели. А также позволило ему выйти на международный рынок и даже получить право на поставки продукции к испанскому двору.

Уже после смерти Генриха Брокара его компания станет поставщиком всего императорского двора.
Уже после смерти Генриха Брокара его компания станет поставщиком всего императорского двора.

Но истинно народная любовь к ароматам Брокара выразилась иначе: “брокарами” в России конца XIX-начала XX века начнут называть золотарей – сантехников-ассенизаторов того времени.

Мыльная фабрика с годовым оборотом в 12 тыс. руб. к моменту смерти Генриха Брокара в 1900 г. станет парфюмерной империей с оборотом в 2,5 млн. Его дело продолжат жена и сыновья. Продолжат успешно – в 1913 году, в год празднования 300-летия дома Романовых, Брокары получат высшее коммерческое звание России: ”поставщик двора его Императорского величества”.

В тот юбилейный для Российской империи год фабрика Брокара и выпустит те самые духи “Любимый аромат императрицы”, которые меньше чем через 10 лет станут “Красной Москвой”. Но это будет потом. А пока, в 1914 году, компания Брокар и Ко будет праздновать свой 50-летний юбилей. И выпущенная по этому поводу книга “Золотой юбилей” красочно опишет личную историю Генриха (Анри) Брокара и самые яркие вехи дела его жизни.

Мы провели реставрацию этой интереснейшей книги и “одели” ее в футляр с окошком. Спасибо всем, кто дочитал наш рассказ до конца – и не забывайте чаще мыть руки с мылом!

Генрих Афанасьевич Брокар подписывается под нашим советом!
Генрих Афанасьевич Брокар подписывается под нашим советом!

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook