Найти тему

С чего это ученик в 6-м классе взялся учить финский?

Признаюсь, сначала я и сам подумал, не будет ли это отвлекать ученика от основной учебы в школе. Рисунок автора.
Признаюсь, сначала я и сам подумал, не будет ли это отвлекать ученика от основной учебы в школе. Рисунок автора.

Да, это правда. Ученик, с которым я занимаюсь английским языком, вот уже несколько месяцев учит ещё и финский.

Нет, у него нет родственников в Финляндии, просто его семья посетила эту интересную страну, а до этого они побывали в Германии, и полгода он учил немецкий. Благо сейчас никаких проблем с поиском преподавателей и курсов нет, особенно в больших городах.

Вся инициатива изучения языков исходила не от мамы или папы, а именно от самого мальчика.

Всё это обучение происходит, несмотря на немалую нагрузку в школе и наши дополнительные занятия по английскому языку. Всё это обучение происходит вопреки рассказам учителей об отсутствии у нынешнего поколения детей интереса к чему-либо.

Что же стоит за этим интересом? Откуда у ребёнка такое упорство в отношении предмета, не имеющего ничего общего со школьной программой? Почему не русский язык или, скажем, алгебра? Полагаю, что последний вопрос уже звучит как ответ.

Обычно в начале учебного года дети с интересом воспринимают школьные учебники, но проходит пара месяцев и отношение к учебнику меняется. В конце года редко кто из детей по доброй воле проявляет интерес к этим книгам.

Конечно, серьёзное изучение любого предмета требует фокусировки, навыка удерживать внимание. Едва ли человек может добиться успеха без сосредоточенной работы в одном направлении. Об этом часто напоминают читатели нашего канала, уважаемые педагоги с большим опытом работы в школе. Это факт. Никто с этим не спорит.

Но утомление от подобной фокусировки – такой же факт, игнорировать который просто нелепо. Так устроена здоровая человеческая психика, и я верю, что только учитывая оба этих факта можно добиться хороших результатов.

Финский? Отлично! Это обогатит жизнь ребёнка, поддержит огонёк любопытства к окружающему миру. Думаю, родители делают большое доброе дело, поддерживая такие интересы. Если спустя некоторое время, он вдруг переключится на китайский, ничего страшного не произойдёт.

Страшное происходит тогда, когда мы впихиваем в ребёнка информационную кашу, от которой его уже тошнит. Организм уже насытился этим информационным комплексом, дальше, следуя аналогии, уже идёт отравление, но мы продолжаем “насильничать”, вносить дисбаланс.

Как же при таких обстоятельствах удержать внимание ребёнка на одном предмете, чтобы обрести действительно глубокие знания, а не поверхностные, надёрганные отовсюду?

Думаю, что любой из учителей или иных специалистов, достаточно долго работающих в определенной предметной области, знают ответ на этот вопрос. Жизнь никогда не ограничивается одним учебником. Она столь многогранна, столь разнообразна даже в рамках одного предмета, что стоит только немного поразмыслить и решение находится.

Вот, скажите, Вы можете провести урок без учебника совсем? И даже без единой ссылки на него? Уверен, что если Вы действительно являетесь мастером своего дела, это не составит особого труда. Конечно, учебник облегчает труд учителя, но так же в значительной степени обедняет его.

Кроме того, разнообразие подходов к одному предмету даст более глубокое понимание, чем следование одному подходу до полного им отравления. Возможно, тот же финский язык поможет моему ученику в лучшем понимании английского, а также родного, русского языка.

Обучающий Навигатор занимается развитием активных подходов к обучению. Если Вам интересна эта тема - подписывайтесь на наш канал. Спасибо за Вашу поддержку!