Заметки Ленивца из новогодней Твери, часть 2.
Часть 1 - здесь.
В рассказе о прогулке по Болотному острову в начале декабря, я вкратце коснулся темы Кадашевской набережной, где в конце 90-х и начале 2000-х было уничтожено несколько особняков, которые относили еще к екатерининским временам, радикально изменив вид исторической улицы на берегу Водоотводного канала. Зато в Твери такая набережная продолжает радовать глаз, хотя и не сказать, что сильно здравствовать. Но - обо всем по порядку!
Речь, конечно же, идет о набережной Степана Разина, начинающейся от кинотеатра "Звезда" и потихоньку теряющейся в зарослях и гаражах за клинической больницей. Но говорить я буду не о всей улице, а о её наиболее интересном участке - от Нового моста до перекрестка с ул. Андрея Дементьева. Почему именно о нём?
До 1923 года это место, не особо изобретательно, называлось просто Набережной реки Волги. Новое название, конечно, тоже вызывает некоторые вопросы - мятежный донской казак, конечно, поднял на уши центральную Россию, но вот к Твери его восстание не приближалось и на 100 верст. Оставим это на совести креативного советского нейминга, воспевавшего всех борцов с царизмом.
Чем набережная уникальна для России? Своей "сплошной/единой фасадой" - одной из причин, по которой Тверь иногда сравнивают с Петербургом. В 1763 в городе произошел очередной пожар, ставший особенно разрушительным. Тверь пришлось практически отстраивать заново. Данную возможность решили использовать для того, чтобы создать образцовый город, как его видела Екатерина II и её архитекторы - максимально красивый, правильный и европеизированный. Отсюда и площадь нынешняя площадь Михаила Тверского (о которой - в понедельник) и начинающийся от неё "трезубец" главных улиц.
Согласно тому же плану великих Матвея Казакова и Карло Росси велись застройка и облагораживание ранее довольно запущенной набережной. Вместо рыбацких хижин здесь разместились особняки состоятельных дворян и купцов. Здания стояли вплотную друг другу, составляя ту самую "единую фасаду", как тогда называли подобный тип застройки.
Несмотря на единообразие плана, первые несколько особняков, хоть и стоят "плечом к плечу", выполнены в разных архитектурных стилях разными зодчими. Зато уже два следующих квартала, от Трехсвятской до Андрея Дементьева, со Студенческим переулком посередине, возводились по единому проекту Петра Никитина.
Тут важно сказать, что несмотря на то, что в нескольких зданиях с парадной стороны разместились различные конторы, от танцевальной школы до шаурмячной, большинство домов остаются жилыми! Представляете, 250 лет истории, в которых продолжают жить люди! Для России вещь редчайшая!
Правда, есть одно "но" - единая фасада поддерживается пусть и не в образцовом, однако вполне себе приличном виде, зато стоит нырнуть в одну из шикарных каретных арочек, чтобы зайти во внутренние дворы, и нашему взгляду открывается нечто такое:
Большинство приезжающих в Тверь туристов отмечают невероятное архитектурное богатство города, но при этом - его печальное состояние. Хотел бы я с ними не согласиться, но - сами видите.
Наверное, это даже отчасти символично - Екатерина II, вдохновительница новой Твери, тоже в молодости считалась невероятной красавицей, однако к старости лишь выгодное освещение и тонны косметики могли скрыть её печальный внешний вид.
При этом, сама набережная остается прекрасной, куда не кинь глаз! Смотришь вдоль улицы в обе стороны - и наслаждаешься бульваром.
Смотришь на Волгу - и радуешься красоте могучей реки, маковкам церквей, домикам на другом берегу (и расстраиваешься за разрушающийся Речной вокзал, но это, опять же, тема для другого разговора).
Смотришь на дома - и поражаешься, насколько они разные, но при этом гармоничные. Не совру, если скажу - Набережная Степана Разина одна из самых красивых и запоминающихся из тех, что мне доводилось видеть в России!