Всем привет!
Пришла пора для третьей статьи на нашем канале, и сегодня на повестке дня автобус, который, несмотря на некоторые серьезные недостатки, полюбился многим из нас и приобрел статус «автобуса детства» - ЛиАЗ-677.
Нашего героя начали проектировать в 60х гг. прошлого века на автозаводе в г. Ликино-Дулево Московской области. После длительных испытаний, проходивших в разных климатических условиях, в 1967 г. появились первые серийные машины.
Автобусы сильно выделялись среди своих предшественников. Главная их отличительная особенность была разработанная с чистого листа двухступенчатая автоматическая коробка передач, которая позволяла машине разгоняться довольно плавно, без рывков, что было существенным плюсом для пассажиров.
Силовой агрегат тоже изменился: на автобусе был установлен бензиновый двигатель объемом 7 л и мощностью 175 л.с. Он позволял машине массой около 8 т развивать максимальную скорость 70 км/ч. По сегодняшним меркам это, может быть, маловато, но в те времена такой скорости на городских улицах вполне хватало.
Однако был у двигателя ряд существенных недостатков. Во-первых, прожорливость: у ранних 677х расход топлива достигал 70 л на 100 км, после модернизации этот показатель удалось уменьшить до 54 л, но и эта цифра производит неприятное впечатление. Во-вторых, силы тяги мотора часто не хватало для динамичного подъема в горку: автобус мог забираться на нее со скоростью всего около 10 км/ч. Даже ходили слухи, что иногда водителю приходилось экстренно высаживать всех пассажиров из салона, чтобы хоть как-то подняться на горку. Но как по мне, это очередная шутка, быстро распространившаяся в народе. А как думаете вы? Напишите в комментариях.
А в-третьих, летом мотор мог часто перегреваться. Именно поэтому в жаркую погоду 677е ездили без крышки моторного отсека – так двигатель лучше охлаждался:
Если двигатель у автобуса был, прямо скажем, неидеальным, то пассажирский салон производил приятное впечатление:
Заходить в салон было относительно удобно ввиду широких дверей. Сидячих мест всего 25, сам салон рассчитан на 110 пассажиров, но как сельдей в бочке могло вместиться и все 180. Главная изюминка – задняя накопительная площадка, с которой вряд ли могут сравниться накопительные площадки современных городских автобусов.
За большое свободное пространство в салоне в народе у 677го закрепилось прозвище «скотовоз». Но по аналогии эта кличка подходит и современным городским автобусам, в которых также много места для стоящих пассажиров.
Водительское место отделено от пассажиров сплошной перегородкой, у водителя была отдельная дверь, а больше половины кабины занимал двигатель, доступ к которому был как из самой кабины, так и снаружи.
Руль, как видно на фото, был почти горизонтальным. Хотя и был установлен гидроусилитель, шоферу все равно приходилось применять силу при управлении 8-тонной машиной.
ЛиАЗ-677 успешно эксплуатировался почти во всех регионах Советского Союза. Модификаций этой машины было много, однако наиболее уникальными были перронный автобус с индексом П:
А также передвижная телевизионная станция с пафосным обозначением «Магнолия», выпущенная к московской Олимпиаде-80:
Похожие на 677й автобусы собирались выпускать даже в г. Курган под маркой КАвЗ-3100, но проект дальнейшего развития не получил.
Наш герой, как и многие другие советские машины, переживал модернизацию. В 1982 г. появился обновленный вариант автобуса с индексом М. Это как раз та версия автобуса, которую мы раньше видели на наших улицах, а сейчас встречаем в музеях или где-нибудь в заброшенных местах. Внешне обновленный автобус отличался от ранней версии прямоугольными задними фонарями и наличием аварийных люков на крыше.
Однако вскоре после этого как СССР стал катиться в пропасть, так и 677й стал терять свой потенциал. Официально выпуск этих автобусов закончился в 1994 г., однако они продолжали курсировать по городским маршрутам из-за отсутствия достойной замены им. Кроме того, несколько авторемонтных заводов штучно собирали похожие автобусы до 2004 г.
Лишь в 2000х эти автобусы стали постепенно заменять. Однако есть такие места в нашей стране, где ряд 677х еще долго был на ходу. Одно из них – г. Арзамас Нижегородской области. Из-за большого числа ретро-автобусов на городских улицах его шуточно называли «заповедником мамонтов».
Увы, настает и их последний час.
В Красноярске же эти автобусы списали в 2007 г., но еще два года спустя мне удалось их увидеть на маршрутах в соседних городах Ачинск и Назарово. А три года назад я, сам того не ожидая, увидел один хорошо сохранившийся экземпляр самого последнего года выпуска на одной автостоянке в отдаленном районе Красноярска. Вот он:
Тогда он еще был в нормальном состоянии, но за ним, похоже, никто не присматривал, поэтому сейчас его кузов совсем сгнил. Очень жаль.
В других городах этим автобусам поставлены памятники. Один из них находится в г. Вышний Волочек Тверской области:
Ну а самые везучие автобусы – те, которых решили сохранить для музеев, выставок или необычных экскурсий.
А вам где-нибудь встречался 677й после того как эти автобусы списали в вашем городе? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!
Не забывайте подписываться в вк: https://vk.com/club201523079