Незатейливая надпись "Кант лох" привлекла мировое внимание к Домику Канта в посёлке Веселовка Черняховского городского округа. В итоге президент Владимир Владимирович Путин выделил деньги из резервного фонда на его реставрацию, что уже успешно реализовалось. А вот что должно случиться, чтобы был восстановлен другой объект культурного наследия регионального значения, где вдохновлялся живописными видами философ Иммануил Кант?
Замок Гросс Вонсдорф не был крупным и выполнял локальные оборонительные функции. Его площадь не превышала 2500 кв. м. Крепостная стена построена из мелкого балтийского камня. Башня - из крупного красного обожжённого кирпича, а для закладки её фундамента использован балтийский валун. Со всех сторон башню украшают кованые металлические крестообразные фигуры, а под некогда существовавшей крышей проходит сохранившийся до нас декоративный зубчатый фриз. Межэтажные перекрытия башни разрушены. На втором и третьем этажах находятся небольшие стрельчатые окна. Внутренний двор Гросс Вонсдорфа сейчас зарос травой, кустарником и деревьями. В замковой башне до войны жил графский сын. Есть сведения, что в XVIII в. Гросс Вонсдорф посещал философ Иммануил Кант.
ИЗ ИСТОРИИ ЗАМКА
Гросс Вонсдорф был основан на месте прусской крепости Капостете. Находясь в стратегическом месте у легко проходимого брода, Гросс Вонсдорф не только прикрывал его, но и служил плацдармом для организации новых походов на правом берегу Алле.
Перестройка старой прусской крепости заключалась в следующем: валы были усилены и исправлены в соответствии с тогдашними правилами постройки вальных укреплений. Затем был вырыт ров и устроен деревянный палисад с башнями. С востока замок прикрывала река, с запада протекал ручей. На ручье, как и полагалось по канонам орденского замка, была устроена плотина и выстроена мельница.
Известно, что в 1319 году Гросс Вонсдорф осадили войска литвинов под командованием коменданта Гродно. Нападение было неожиданным для гарнизона, и вскоре замок был взят.
В 1320 году замок восстановили в прежнем виде. Но последовало новое нападение литвинов (1347). Вновь гарнизон был не готов к отражению атаки. Замок был взят, сожжён, гарнизон уничтожен.
После этого нападения орденское руководство, наконец, осознало всю важность этого направления и приняло решение о строительстве каменного замка. Известна точная дата постройки замка в камне – 1356 год. Эта дата была установлена после того как при реставрации надвратной башни (XIX век) были найдены замурованные в стену документы. Новое укрепление имело значительные для замка размеры и превосходило все вальные укрепления, сооружённые на этом месте ранее. Замок имел прилегающий к нему с юго-востока форбург. Всё сооружение полностью заняло плато замковой горы размерами примерно 90х205 метров. Собственно замок (хохбург) располагался в узкой части плато и имел три флигеля: главный на северо-западе и две постройки несколько более позднего периода жилой и хозяйственный флигели на северо-востоке и юго-востоке. На юго-западе конструкцию замыкала оборонительная стена с надвратной башней. Надвратная башня (всё, что сохранилось от замка до сих пор) имела основание 8х9 метров и была трёхэтажной. С внешней стороны у неё была ниша для опускающейся решётки. Ворота в башне имели ширину 3,2 метра. Вокруг замка проходила стена пархама, в которой была калитка к реке Алле. Все три флигеля хохбурга имели общий оборонительный ход под двускатной крышей с бойницами для ведения арбалетного огня.
От форбурга замок отделял глубокий ров, через который был перекинут подъёмный мост. Форбург имел свой оборонительный ров и соединялся с окружающей местностью подъёмным мостом. На территории форбурга, как и в ряде других орденских замков, находились постройки: хозяйственные, жилые для слуг и кнехтов.
В 1348 году Гросс Вонсдорф стал центром каммерамта с подчинением комтуру Инстербурга. Примерно тогда же у замка возникло поселение – «лишке».
По свидетельству прусского картографа Каспара Хенненбергера замок в 1391 году был построен заново. Но, более вероятно, что речь шла просто о некой реконструкции.
С 1688 (по другим данным с 1702) по 1945 год замок принадлежал роду фон Шрёттер. В 1790 году в замке произошёл пожар, в результате которого обвалилась двускатная крыша надвратной башни. Требовалась серьёзная реставрация, которую провёл сын знаменитого архитектора Давида Гилли – Фридрих. Примечательно, что сохранившаяся надвратная башня долгое время служила жильём юному барону Фридриху Леопольду фон Шрёттеру – будущему государственному министру и обер-президенту. Фридриха и его отца часто посещал их общий друг Иммануил Кант. В своих мемуарах Фридрих Леопольд часто вспоминал о беседах со знаменитым философом на террасе перед надвратной башней.
Пожар 1830 года (по другим источникам 1850) нанёс сильные повреждения замку. К тому времени на месте форбурга был разбит великолепный сад, а ров меду форбургом и замком засыпан. После пожара крепостные постройки уже больше не восстанавливались. Все строения кроме башни постепенно разбирались на стройматериалы. В 1868-69 годах на месте бывшего форбурга Герман Леопольд фон Шрёттер построил новое здание в стиле позднего классицизма.
ИММАНУИЛ КАНТ В ГОСТЯХ У СЕМЬИ ФОН ШРЁТТЕР
Не буду голословным, достаточно процитировать выдержки из книги "Иммануил Кант в письмах другу", опубликованной в 1804 году. Р.Б. Яхманн в 13-м письме писал:
Мне знаком один единственный дом, расположенный за несколько миль от Кёнигсберга, который часто на несколько дней посещал наш мировой мудрец, и где он ощущал себя совершенно счастливым – в его собственном вкусе. Это был родительский дом министра и канцлера фон Шрёттера в Вонсдорфе. Кант не уставал хвалить гуманность, которая царила в этом доме его друга, и сердечную дружбу, с которой этот замечательный человек всегда принимал его, и к которому он сохранил огромное уважение до старости. Его друг и хозяин дома никогда не ограничивал Канта ни в чём, давая ему возможность чувствовать себя совсем как дома, и наслаждаться приятнейшим деревенским отдыхом.
Или что писал ученик Канта Е.А.К. Вазианский о своём учителе:
Почти с поэтическим мастерством, которого Кант обычно старался избегать в своих повествованиях, рассказывал он мне об удовольствии, которое доставляло ему в молодые годы пребывание прекрасным летним утром в беседке дворянского имения, где он сидел с чашкой кофе и раскуренной трубкой на высоком берегу Алле. Он вспоминал при этом беседы в обществе владельца усадьбы и генерала фон Л., который был его хорошим другом. Всё представлялось старцу так ясно, будто он всё видел перед собой и наслаждался пребыванием в той компании. Чтобы улучшить его настроение, нужно было только иногда повести разговор в этом направлении, и он тотчас же становился радостным и довольным.
Поэтому по праву сохранившуюся надвратную башню можно назвать "Башней Канта", по аналогии с "Домиком Канта" в посёлке Веселовке Черняховского городского округа.
СОВРЕМЕННОСТЬ
В 1945 году бывшие владельцы имения и сохранившейся Надвратной башни замка Гросс Вонсдорф бежали на Запад. Скорее всего многие ценности семьи были спрятаны на территории руин замка, об этом можно прочитать в статье "Спрятанные ценности семьи фон Шрёттер на территории Калининградской области". Само же имение и Надвратная башня в ходе боевых действий не пострадали, а начали "увядать" в советское и постсоветское время.
Башню пытаются спасти от полного разрушения отдельные энтузиасты - любители истории и/или почитатели Иммануила Канта. В 2007 году башня получила статус памятника регионального значения. В 2009 году, по моей инициативе, после всех согласований с Агентством по охране памятников, на территории замка был проведён международный молодёжный лагерь по благоустройству территории и была установлена информационная табличка, которая висит и по сей день (хоть и немного выгорела). В 2010 году культурное наследие Калининградской области передали РПЦ, хотя не понятно с чего такое решение? Ведь РПЦ предпочитает строить новые храмы, а не восстанавливать старые (обратите внимание на сотни заброшенных православных храмов в целом по России).
Сегодня очередным энтузиастом ведутся работы на территории руин. Кто знает, может ему удастся привести хотя бы в порядок и законсервировать от дальнейшего разрушения Надвратную башню замка Гросс Вонсдорф, где любил сидеть с чашечкой ароматного кофе и раскуренной трубкой Иммануил Кант (1724-1804).