Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Тепловоз-трактор. Советский ТУ7А для узкоколейной железной дороги

Оглавление

В Нижнем Новгороде есть очень много любопытных транспортных локаций, так что любители техники с разными интересами найдут что-то по вкусу.

Одним из таких мест, которое обязательно к посещению всеми, кто неравнодушен к старой технике, является музей «Паровозы России».

Это уникальная коллекция старинных паровозов и прочей железнодорожной техники. Площадка находится на окраине города в непосредственной близости к железнодорожной ветки Нижний-Новгород — Москва.

Важным преимуществом музея является тот факт, что за экспонаты поддерживаются в хорошем состоянии силами ОАО РЖД, а его посещение совершенно бесплатно!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Сегодня речь пойдет про тепловоз. Но не самый обычный. Это узкоколейный тепловоз ТУ-7А.

Что такое узкая колея

В настоящее время в России есть два основных размера ширины железнодорожной колеи: обычная составляет 1520 мм, и узкая - 750 мм.

Узкоколейные железные дороги применялись, в основном, в промышленных, торфяных и лесозаготовительных отраслях. Детские железные дороги в нашей стране также используют узкий формат колеи.

В настоящее время узкоколейные железные дороги в нашей стране постепенно уничтожаются, что не может не печалить транспортных фанатов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Теппловоз ТУ7

Но давайте вернемся к тепловозу. ТУ7 расшифровывается как «Тепловоз Узкоколейный, Тип 7». Он был спроектирован и производился на Камбарском машиностроительном заводе в Камбарке, Удмуртия.

В начале 60-х годов назрела необходимость в замене для устаревших тепловозов ТУ2 и ТУ4. В 1967 году завод подготовил им на смену тепловоз ТУ5, который оказался не очень надежным и уже в 1971 году был заменен на ТУ7.

Фактически, это железнодорожный трактор. Простой и надежный. Даже визуально он чем-то напоминает трактор из-за расположенной в задней части кабины.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В движение тепловоз приводится четырехтактным дизельным двигателем 1Д12-400 мощностью 400 л.с. Этот же мотор можно было найти в некоторых советских тепловозах нормальной колеи и под капотом могучих карьерных самосвалов МАЗ-525 и МАЗ-530.

Двигатель объединили с двухтрансформаторной гидропередачей УГП-400\201.

Вращающий момент на тележки передаётся осевыми редукторами, установленными на каждой оси.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Модернизированный ТУ7А

ТУ7 неоднократно модернизировался, и в 1986 году превратился в ТУ7А. Именно такой тепловоз выставлен в музее.

Модернизированные тепловозы получили измененную электрическую схему, а также был «увеличен статический прогиб рессорного подвешивания, применены фрикционные гасители колебаний взамен гидравлических».

Фразу в кавычках я не особо понимаю, поэтому скопировал её как есть из Википедии.

-5

Производство тепловозов на Камбарском машиностроительном заводе прекратилось в 1996 году из-за сложной экономической ситуации.

Но выпуск удалось возобновить в 2001 году, правда в основном для детских железных дорог.

Причем по заказу ОАО РЖД эти тепловозы (сохранившие индекс ТУ7А) оснащали дизельными двигателями ЯМЗ-238 в сочетании с автомобильной автоматической коробкой передач ГМП 851-2, которую делали в Казани.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

ТУ7А-2895

Тепловоз с бортовым номером 2895 был выпущен в 1987 году. Он поступил в депо Тума, где работал на Рязанско-Владимирской узкоколейной линии, где возил пассажиров.

После ликвидации линии его установили на станции Нижний Новгород-Московский.

А в 2016 году его переместили в музей «Паровозы России», где он находится до сих пор.

А еще есть классные вагоны!

Интересно, что ТУ7А сцеплен сразу с тремя узкоколейными вагонами: двумя пассажирскими и одной грузовой платформой.

Пассажирские вагоны называются ПВ40. Они выпускались Демиховским заводом с 1955 до конца 1980-х годов.

Их уникальность заключалась в несущей конструкции корпуса. Такое решение редко применялось на вагонах УЖД.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вагоны оборудованы ручным и автоматическим тормозами, санузлом и водяным отоплением. Пассажировместимость — 40 мест для сидения, задекларированая полная пассажировместимость — 96 человек.

Правда поручней внутри нет, поэтому полная пассажировместимость вряд ли реализуема.

Вагончики сохранились в довольно неплохом состоянии, но, к сожалению, попасть внутрь нельзя: двери наглухо закрыты.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вообще, очень здорово, что ОАО РЖД удалось сохранить редкие единицы подвижного состава узкоколейных железных дорог.

Жаль, что самих таких дорог становится всё меньше. Говорят, что ощущение при езде по УЖД совершенно другие.

Мне еще не доводилось прокатиться, а кто-нибудь из вас ездил? Расскажете про свои ощущения в комментариях?