Найти в Дзене
Заметки зооработника

Модные собачки нулевых. Почему с окончанием девяностых на смену крупным пришли маленькие

Оглавление
Как-то в середине нулевых знакомая на пару недель оставила мне на передержку своего померанского шпица, девочку. Не могла взять ее с собой в командировку.
В один из вечеров мы с мужем пошли в магазин, и взяли собаку с собой. Я решила не заходить внутрь, села на лавку возле гипермаркета. Муж ходил по магазину всего 15 минут; за это время у меня раз 10 спросили "продаете? сколько стоит собачка?".
Устав отвечать и объяснять, что не продаю, я сказала последнему спросившему "50 тысяч" в надежде что сумма охладит его покупательский пыл. Не сработало. Он закусил губу, подумал пару секунд и сказал: "Если согласитесь на 37, то я вот прямо сейчас схожу до машины и принесу деньги. Могу телефон отдать в придачу, он новый совсем".

Да, мелкие собачки в то время были нарасхват. При наличии родословной, цена в 50 тысяч рублей за щенка была в общем-то привычной.

За щенками мелких пород становились в очередь за полгода-год, слёзно просили о рассрочке и "подарке для ребенка", соглашались брать метисов и без родословной, только бы заполучить пёсика игрушечных размеров.

Крупные породы собак в нулевых вышли из моды

Недавно я публиковала заметку на тему "модные собаки девяностых". Все, кто застал то смутное время, наверняка помнят, как в моду вошли крупные породы – доберманы, ротвейлеры, стаффы, лабрадоры, доги, кавказские овчарки и прочие "медведи".

Некоторые из тех, что заводили собак исключительно под веянием моды, с окончанием девяностых поспешили от них избавиться. В моду резко вошли маленькие собачки.

-2

Ершики, тойчики, чихи примета нулевых

В нулевых я уже работала в зоомгазине. Мелких собачек хозяева приносили с собой, чтобы мерить одежду, ошейники со стразами и прочую амуницию для красоты и тепла.

Каждый второй был с "ёриком" или "ёршиком" – именно так называли своих йоркширских терьеров счастливые владельцы. Это были самые популярные собачки нулевых. На втором месте по популярности были "чихи" (чихуахуа) и "тойчики" (той-терьеры). На третьем – карликовые шпицы.

-3

Итак, почему же мода вот так резко сменилась? Я вижу две причины. Первая: в стране стало спокойнее, уровень тревожности снизился

👉 В девяностых многие люди боялись за свои дома, жизнь, имущество. Большая собака давала человеку ощущение защищенности. То есть часть людей заводила больших собак под влиянием страха.

👉 Отдельные граждане заводили крупных собак под влиянием скрытой агрессии к окружающим (впрочем, эта агрессия тоже была следствием страха). Таким людям нравилось видеть, как прохожие на улице боязливо оглядывают здоровенного пса и его владельца. Но таких были единицы.

Когда смутное время прошло, люди расслабились, стали спокойнее чувствовать себя на улице и в дома. Поубирали стальные двери и решетки с окон, а вместо крупных псов захотели маленьких, чтобы реализовать потребность в заботе, ласке и веселой компании – все то что может дать человеку маленькая собачка, которая "до старости щенок".

Люди наконец-то смогли позволить себе завести собаку для радости, а не для охраны.

-4

Вторая причина: равнение на состоятельных людей, желание создать видимость успешности

Было и такое.

Напомню: я говорю именно о тех людях, которые заводили собак под влиянием моды. Большинство людей завели собак без опоры на модные веяния, так что к ним это не относится.

Моду на собак той или иной породы задают состоятельные люди. В нулевых эти люди первыми шагнули в зону комфортной жизни, где можно держать собаку ради удовольствия. И это была именно маленькая собачка – не охранник, не защитник, а милый беззащитный питомец, похожий на игрушку.

Модная порода – это всегда дорого, а с точки зрения некоторых людей "дорого" значит "круто".

-5

На ум приходит эпизод из фильма "Курьер", где Катя рассказывает, о какой она мечтает жизни. Возможно, пример не совсем удачный, так как фильм вышел задолго до нулевых, но в целом в целом Катя транслирует образ успешной женщины из американского кино, а до нас западная мода доходила с опозданием на 10-20 лет 🤷‍♀️

Катя мечтает о маленькой собачке.
Катя мечтает о маленькой собачке.

Равняться на Америку у нас в стране начали в восьмидесятых-девяностых, но реализовать модель "успешного американца" стало белее менее возможным лишь к концу девяностых – началу нулевых.

Вот так маленькая собачка стала маркером состоятельности и успеха. Как сотовый телефон на веревочке на шее

Йорки, тои, чихуа и шпицы в то время стоили дороже сотовых телефонов, купить их могли далеко не все. Затем появились люди, которые смекнули, что на продаже щенков можно неплохо заработать. Таких людей появлялось все больше, цены стали снижаться, и маленькие собачки к концу нулевых – началу десятых появились у очень многих людей.

Некоторые заводчики пытались получить как можно больше щенков, мало заботясь о здоровье щенной собаки, плюс к тому селекционеры выводили экстремально мелкие экземпляры. К сожалению, это в целом отрицательно сказывалось на общем здоровье мелких пород. Сейчас, на мой взгляд, ситуация улучшилась.

Предыдущая заметка из цикла: Какие собаки были в моде в 90-ых, и к чему это привело

Следующие заметки цикла:

Мода, тренд и зов сердца: какие собаки стали популярны в 10-е годы и что на это повлияло – мои наблюдения

Какие собаки будут популярны в грядущем десятилетии, и что с ними вообще будет – мое мнение, мои прогнозы