На улице - приятный новогодний вечерок, морозно, снежно. Все вокруг блестит, благодаря ослепительно искрящейся праздничной иллюминации. Народ, гуляя, находит для себя разнообразные развлечения, но особенно притягательными в эти дни стали снежные горки и ледовые катки. Вот уж где настоящее веселье!
А некоторые из нас просто расслабляются в эти продолжающиеся выходные денечки, наслаждаясь тишиной и уютом своего дома. Наконец-то, появилась возможность бездумно пощелкать пультом от телевизора, перескакивая с канала на канал, в поиске какой-то интересной информации.
Вот и я "нащелкала" познавательную, на мой взгляд, информацию, которой хотелось бы с вами поделиться.
Образовательный процесс в условиях пандемии в настоящее время имеет огромное количество сложностей и в зарубежных онлайн-школах, и в российских учебных заведениях. И вопросы, связанные с дистанционным образованием, сейчас активно обсуждаются всеми. Хотелось бы рассмотреть имеющиеся проблемы в параллельном аспекте, анализируя американскую и российскую ситуации в этом направлении.
Я – Надежда! Рада, что вы заглянули на мой Дзен «Излагая мысли и факты»! Рекомендую дочитать текст до конца и «поднять пальчик вверх», если статья будет вам интересна.
Вы, наверно, слышали уже об Astra Nova Sсhool? Да-да, это современная американская онлайн-школа. Находится это учебное заведение на южном побережье США в штате Калифорния в г.Лос-Анджелес.
Я не планирую сейчас описывать подробности основания этой онлайн-школы и ее деятельности. Информации на эту тему, даже на просторах интернета, достаточно. Сообщу кратко только то, что:
- основателем онлайн-школы является Илон (Элон) Рив Маск, миллиардер, изобретатель;
- первоначально школа создавалась именно для обучения собственных детей Маска и детей других сотрудников ракетостроительной компании, в которой он и его коллеги осуществляли инженерную и изобретательную деятельность;
- обучение в школе было совершенно бесплатным для обучающихся в ней детей, все расходы на образовательный процесс в школе брал на себя лично Илон Маск;
- в настоящее время эта элитная онлайн-школа рассчитана в основном на обучение особо одаренных детей 8 – 14 лет.
- школа считается некоммерческой, но зарегистрирована как традиционный коммерческий бизнес;
- финансирование деятельности школы предусмотрено за счет оплаты обучения детей, но без ориентирования на получение прибыли;
- размер оплаты за обучение ребенка напрямую зависит от уровня благосостояния и дохода семьи обучающегося;
- Илон Маск был и остается одним из основных спонсоров деятельности онлайн-школы, несмотря на то, что его дети уже не учатся в этой школе.
Более подробно об Илоне (Элон) Рив Маске, талантливом американце (по отцу) и канадце (по матери) вы сможете почитать, например, тут.
Но мое внимание привлекла другая информация: сегодняшнее интервью на ТВ-канале "Россия-24" директора онлайн-школы Astra Nova Sсhool Джошуа Дона, который в своем выступлении на тему "Вирус, меняющий мир" рассказал об онлайн-обучении, новых подходах в американском школьном образовании и конкретно - о деятельности онлайн-школы Astra Nova Sсhool в условиях пандемии.
Со слов Джошуа Дона стало понятно: несмотря на то, что эта школа давно использует такую форму образования как онлайн-обучение, все же в сложившихся нынешних условиях борьбы с коронавирусной инфекцией, преподаватели школы столкнулись со многими сложностями в обучении школьников. Дело в том, что весь инновационный образовательный процесс в школе связан, в первую очередь, с развитием творческих способностей у детей и делать это при постоянной удаленной (дистанционной) форме обучения, даже такой продвинутой в онлайн-обучении школе, стало достаточно проблематично. В связи с этим, 1 сентября 2021 года обучение в школе Astra Nova Sсhool планируют сделать частично очным.
А какое отношение, спросите вы меня, эта информация имеет к российскому образовательному процессу?
На мой взгляд – самое прямое. Ведь российские школы столкнулись с теми же самыми проблемами, перейдя на дистанционное обучение, что и американская школа. Но для российских школ форма дистанционного обучения стала в новинку и оказалась мало адаптированной ко всей существующей уже российской системе школьного образования, в отличие от онлайн-школы Astra Nova Sсhool, которая изначально была адаптирована к такой форме обучения на рынке оказания образовательных услуг.
В чем же оказалась разница между американским и российским образовательными процессами, в связи с объявленной пандемией и переходом полностью на дистанционное обучение?
И что же интересного и полезного можно взять на вооружение российской системе оказания образовательных услуг, опираясь на опыт онлайн-школы Astra Nova Sсhool?
Буду сравнивать обе системы образования, на примере онлайн-школы Astra Nova Sсhool.
1. Учебные программы онлайн-школы Astra Nova Sсhool изначально были рассчитаны именно на удаленную частично форму обучения учеников с использованием не только презентаций и онлайн-лекций учителей школы, но и онлайн-лекций, вебинаров, тренингов ведущих педагогов, тренеров, коучей и успешных в бизнесе граждан США. Американская система образования сразу поняла многие преимущества онлайн-обучения, когда стало возможным привлечение к обучению школьников не только учителей самой онлайн-школы, но и ведущих специалистов тех или иных направлений, что значительно расширяло кругозор обучающихся на примере успешных людей.
Российские учебные программы и сам процесс проведения удаленного обучения оказались совершенно не адаптированными к условиям дистанционного обучения. Учителя так и продолжали работать по утвержденным ранее учебным программам, рассчитанным только на очное обучение и предусматривающим лекционный и практический материал только от учителя-предметника. Естественно, российские ученики при таком подходе к обучению понимают, что важнее повторить то, что сказал учитель, чем вступать с ним в спор, размышляя и философствуя.
2. Американские школьники не воспринимают общение с учителем как контроль над их учебной деятельностью. Выполнение домашних заданий не сводится у них к простому повторению и закреплению пройденного материала во время прошедшего урока. Обучающиеся онлайн-школы Astra Nova Sсhool, получая домашние задания, ориентированы, в первую очередь, именно на их творческое и индивидуальное выполнение. Поэтому сами по себе домашние задания не предусматривают закрепление материала, пройденного во время урока, а расширяют кругозор американского ученика, способствуя, помимо творческого подхода к выполнению задания, развитию у него самостоятельности и ответственности при выполнении задания.
Вся существовавшая долгие годы наша школьная образовательная деятельность приучила российских учеников к тотальному ежедневному контролю со стороны учителя как в условиях проведения школьных занятий, так и при выполнении домашних заданий. Поэтому, в основном, для российских учеников нехарактерен творческий и индивидуальный подход к выполнению домашних заданий, а чаще используются «списывание» найденного в учебнике или в интернете материала, помощь старших по возрасту помощников и родителей. И это воспринимается как норма, потому что изначальная цель выполнения домашних заданий российскими школьниками - это их простое выполнение.
3. Обучающиеся в онлайн-школе Astra Nova Sсhool, изначально уже привыкшие к такой форме частичного онлайн-обучения и нацеленные больше на самостоятельное образование, а также обучающиеся в такой престижной в стране школе уже высокомотивированы к обучению. Немаловажен и тот факт, что обучение в онлайн-школе достаточно дорогостоящее, даже с учетом дохода малоимущих родителей одаренных детей (об этом я говорила уже чуть выше по тексту), поэтому и к обучению ученики онлайн-школы Astra Nova Sсhool подходят с большей ответственностью.
Доступность бесплатного российского общеобразовательного обучения не сильно мотивирует наших детей к обучению. В большей степени некоторых из них волнует ответственность перед родителями или боязнь какого-то наказания со стороны родителей за неуспеваемость в процессе обучения. В меньшей степени российские школьники испытывают дискомфорт, в случае неуспеваемости, перед учителями и одноклассниками. А это означает, что российская система обучения не развивает у учеников чувство востребованности, самоутверждения и лояльности.
Учитывая сделанный мной сравнительный анализ американской и российской систем образования в условиях пандемии и в связи с переходом на дистанционное обучение российских школ, я пришла к неутешительному заключению о том, что не только американская онлайн-школа Astra Nova Sсhool, но и практически все российские школы, как юридические лица, учителя, как должностные лица, оказывающие образовательные услуги, и ученики, как потребители (получатели) образовательных услуг, оказались не готовы к создавшейся ситуации .
И мне кажется, что необходимо это всем понять и принять! Сделать своевременные выводы и признать ошибки, исправлять их, чтобы двигаться вперед!
Вот такие выводы я сделала, прослушав интервью с директором онлайн-школы Astra Nova Sсhool Джошуа Доном. Честно, немного огорчилась такому вот собственному заключению, в связи с достаточно большой и серьезной разницей между российским и американским онлайн-обучением.
Обращаю ваше внимание, что это мои собственные выводы, с которыми вы можете быть и не согласны.
А что вы думаете по этому поводу? Нравится вам российская система образования в условиях дистанционного обучения? Готова она к каким-то изменениям? Готовы ли образовательные учреждения, учителя, школьники и их родители к внедрению и использованию инновационных технологий в сфере образовательных услуг?
Очень буду ждать комментарии с ответами на мои вопросы, репликами или ваши еще какие-то дополнительные выводы.
Не забывайте, пожалуйста, ставить лайки, если вам понравились мои мысли или же навели на какие-то размышления.
И рекомендую подписаться на мой Дзен «Излагая мысли и факты». Заранее благодарю!
С уважением, Надежда!