Найти тему
Всё о мире Толкина

Эльфы - НЕ вегетарианцы

Эта тема давно волнует почитателей Дж. Р. Р. Толкина, и с новой силой нашумела с выходом кинотрилогиии «Хоббит». Чтобы ответить на трепещущий, надо охватить все тексты Толкина, включая черновики. Приступим.

Многие исходят из того, что раз эльфы близки к природе, значит не ели мясо, но так ли это на самом деле? Ведь ни в одном тексте автора нет указаний на то, что эльфы мясо не ели, или же отказывались от него. Напротив, много намёков и даже прямых указаний, что всё же оно входило в их рацион питания.

Стоит сразу отметить: да, эльфы едят мясо.

Так, М. Каменкович и В. Каррик в комментариях к Властелину Колец писали, что Толкин якобы приписывал Мелькор появление хищных животных. Это совершенно неверно; верно то, что Мелькор со времен своего бунта в Айнулиндалэ не мог создать ничего, что обладало бы самостоятельной жизнью. Все виды хищных и всеядных животных Средиземья и Амана были созданы Валар: в свите Оромэ мы видели псов, в свите Улмо – китов, на службе Манвэ – орлов и соколов. Будь хищничество последствием Искажения, то Власти Арды, конечно, не стали бы его поддерживать, более того – если бы плотоядные животные были искажены, подобно, к примеру, людям, то они не смогли бы жить в Амане Неомраченном, земле, свободной от зла.

И Детям Илуватара полагалось питаться не только плодами Земли, но и мясом зверей, птиц и рыб. Так, когда Йаванна беспокоилось о своих трудах, то Манвэ спокойно ответил ей, что Дети будут пользоваться трудами Валар – не без почтения, но по своему усмотрению, ведь Мир был создан и обустроен для них. И именно благо Детей заботит как Эру, так и Валар больше всего. Судьба же неразумных кельвар значит не больше, чем неразумных олвар; о последних, укорененных в почве, Йаванна беспокоилась даже больше, ведь кельвар могут защитить себя или сбежать.

Мы имеем множество упоминаний, что эльфы устраивали охоту на животных - трудно поверить, что они это делали исключительно ради забавы и спортивного интереса. В Амане прославленным охотником стал Келегорм, третий сын Феанора; были охотниками и его младшие братья, Амрос и Амрод. Их часто сопровождала Арэдель, дочь Финголфина. Охотились они в лесах Оромэ, на зверей, что растили сами Валар для нужд эльдар.

Скитальцами-охотниками названы и синдар Синих гор, что признавали власть Элу Тингола. При том до пробуждения Северного Зла оставалось еще три века. Позднее синдар охотились на народ Малых карлов, еще не зная, кто они – заметим, однако, что никаких этических проблем перед убийством живого существа, которое считалось неразумным, не возникло, хотя, конечно, их мясо едва ли считалось пригодным в пищу.

Когда нолдор вернулись в Белерианд и основали новые королевства, на юго-востоке правили Амрос и Амрод, и их владение стало огромным охотничьим угодьем для всех нолдорских владык. Опять же, речь идет не о чудовищах: зло обитало на Севере, юг же был «дикой землей, радующей глаз». Охотились вместе Финрод и Маэдрос с Маглором – на дичь, а не орков и волков; напротив, когда Финрод встретил людей и принял их за орков, то ужаснулся, совсем не ожидая встретить злых тварей за пределами Осады.

Любил охоту и Элу Тингол. Именно на охоте его подстерегли и убили наугрим, как об этом рассказывают тексты, написанные Дж. Р. Р. Толкином.

В тексте «Хоббит, или Туда и Обратно», карлы, находясь в Темнолесье, чуют запах жареного мяса, исходящий от пиршества эльфов. Сомневаюсь, что жарили они его просто так, а уж голодные карлы вряд ли бы перепутали этот запах с чем-нибудь другим. Более того, в плену у эльфов Темнолесья карлам давали хлеб, воду и мясо. Также во «Властелине Колец», на пиру в Ривенделле, было «всё, чего только мог пожелать голодный хоббит». В Лотлориэне предлагали шкуры животных для сна, если путники замёрзнут. Там же был устроен пир, правда, не уточняется, что им подавали на стол.

Возможно, лишь зелёные эльфы (лаиквенди) Оссирианда были вегетарианцами. В «Сильмариллионе» описан момент, когда те эльфы встретились с людьми, идущими в Белерианд. «Эти люди – рубящие деревья и охотившиеся на зверьё, не друзья нам, и если они не уйдут, мы станем чинить им вред». Хотя тут вполне могло иметься ввиду, что они просто не желали, чтобы в их землях хозяйничали какие-то чужаки, так что и в данном случае "вегетарианство" притянуто за уши.

Что же по этому поводу говорится в других текстах? Там тоже имеется несколько наводок на то, что эльфы ели мясо.

Первая содержится в книге «Утраченных Сказаний, Часть 1», «Хижина проигранной игры». В момент, когда Эриол пребывал в хижине, пришло время пира. Все встали и хором пропели песнь Внесения трапезы (Bringing in of the meats). Принесли еду и расставили её на столах, а затем и услужающие, и повара, и хозяин с хозяйкой, и дети, и гость сели к столу.

В книге «Утраченных Сказаний, Часть 2», «Легенда о Тинувиэли», тоже упомянуто мясо, подаваемое эльфами, когда раненого Берена несли в королевский чертог.

В «Лэ Белерианда», «Воспитание Турина», на пути во дворец Тингола, Турин вместе с Халогом и Гумлином наткнулись на Белега Куталиона. Путники были голодными, и он разделил с ними мясо и вино, принесённое с собой.

В Преображенных Мифах имеется отрывок, подразумевающий то, что Валар создали для Эльдар в Амане "копии" животных, живущих в Средиземье. Разумеется, эти животные служили пропитанием для эльфов, как и было сказано выше.

«Но Эльдар не принадлежали Аману, который Валар создали не для них. До их прихода там обитали только Валар и их младший род - Майар. Однако для их нужд в Амане также находилось огромное количество разного рода созданий, лишенных fear: животные или двигающиеся существа и неподвижные растения. Считается, что это были копии всех созданий, населяющих или населявших Землю, а также те, что были сделаны исключительно для Амана. И у каждого вида, как и на Земле, было свое естество и присущая ему скорость роста»
(с) Преображенные Мифы.

Также имеется интересная цитата из "Природы Средиземья":

"В том, что касается смерти, Воплощенные не в силах правильно постичь Арду Неискаженную, ведь даже имея начало от Эру, они принадлежат к Арде Искаженной. И нигде это не выражается так ярко, как в следующем: они есть по факту наследники и соучастники насильственной смерти. Они не могут жить, не причиняя смерть и преждевременный конец живым существам, обладающим живыми телами. Некоторые из эльдар (и некоторые из людей) избегают убийства кельвар [животных] ради того, чтобы пускать их тела на мясо: они чувствуют, что эти тела, в различной степени напоминающие их собственные, являются в некотором роде слишком близкой родней. В то же время никто из эльдаров не считает, что поедание плоти является греховным и противным воле Эру – если это не тело Воплощенного, освященное присутствием феа. Но в любом случае им приходится убивать олвар [растения] или умереть самим: их природа требует, чтобы их хроа питались живыми созданиями, а живые создания имеют по своей природе право на жизнь. Таким образом, олвар становятся жертвами насилия (несмотря на то, что их тела в родстве с телами Воплощенных, хоть и отдаленном), и им отказано в исполнении их собственной жизни и достижении их окончательной формы. Таким образом мы должны признать, что Воплощенные по природе своей принадлежат к Арде Искаженной и к миру, в котором смерть, в том числе насильственная смерть по чужой воле, является приемлемой. Ни эльфы, ни люди не едят по своей воле что-либо, что не умерло посредством насилия".
(с) Природа Средиземья.

Но были ли у Толкина вегетарианцы? Да. И все – люди, при том в уникальных обстоятельствах:

  1. Берен, сын Барахира, отказался от убийства животных и стал другом всех зверей и птиц, если только они не служили Морготу. Но таким Берен стал в лесной глуши, в одинокой войне против Ангбанда, когда только эти звери с птицами и были ему друзьями.
  2. Беорн не ел мяса, но и он долгие годы был окружен только животными, понимал их речь и заботился о них. Съесть условную овечку для него было бы словно убить слугу и друга.

Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-2

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!