Мы уже привыкли наряжать на Новый год искусственную ёлку. Жалко ради нескольких дней губить настоящее дерево. Но дачники, садоводы и жители загородных домов имеют возможность посадить ёлку на своём участке и каждый год наряжать ее к праздникам. При этом ель рубить не нужно, а любоваться новогодними гирляндами и шарами могут не только владельцы участка, но и их соседи. Ель для большинства современных людей ассоциируется с праздником и радостью.
Но даже в 21 веке есть люди которые боятся сажать вечнозеленые деревья рядом с домом, утверждая, что они могут принести несчастья не только в дом, но и его хозяевам.
Мне стало интересно откуда берется этот страх. И вот какую информацию я нашла.
Ужасную славу елки получили еще в Древней Руси. Ель с незапамятных времен всегда считалась деревом, которое приносит, смерть. До настоящего времени существует обычай застилать путь, по которому идет погребальная церемония еловыми ветками. Их также укладывали в помещение, где находился покойник.
Наши предки верили, что если посадить во дворе ель, то «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Нельзя было молодым супругам держать у себя елку, чтобы не остались бездетными.
В мировоззрении печерских староверов хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища – ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли темным. Еловый бор – «священная роща» и кладбище выступают как особый локус, как мир предков, который определяет свои законы поведения. В нем все принадлежит предкам, здесь нельзя смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Он может выполнять лечебные функции.
В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами (живых и мертвых) и потому широко использовалась в похоронной обрядности.
У карел существовал обычай исповеди дереву. У верхневычегодских коми умирающему колдуну приносили ель, перед которой он исповедовался и без терзаний умирал.
Древний могильник д. Колодно (16 км от Луги) состоял из елей и на одной из них висел каменный крест, который крестьяне использовали в лечении разных болезней, кладбищенскую часовню больные оползали три раза. «Сойдешь на ключ, помолишься на все четыре стороны. Возьмешь с больного хоть крестик или чево-нибудь другое и повесишь на елочку...».
(Подробнее можно прочитать здесь
http://www.merjamaa.ru/news/semantika_eli_1/2012-06-25-590).
О принадлежности ели к иному миру и ее связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели . В карельских причитаниях плакальщица от имени умершего просит приготовить ему «красивые места» (могилу) внутри «золотом истекающих еловых лесов».
Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы духи не следовали за живыми к дому. А на старом кладбище д. Алозеро в размытых погребениях встречаются могилы, в которых покойный был покрыт еловой корой.
Коми при закладке нового дома для нижнего венца выбирали елку, которой придавалась символика «души предков», а потому и сам народ получил прозвище – «ельники».
Существует множество негативных примет связанных с посаженной около дома елью. Теперь понятно откуда они взялись. Если ель считается проводником в мир мертвых, то и энергетика дерева для живых не очень благоприятна, а порой и губительна.
В интернете можно найти много историй подтверждающих приметы связанные с елью и опровергающие их.
Верить этим суевериям или нет, решать вам.
Подробнее о самых распространенных приметах, связанных с елью, вы можете прочитать здесь