А вы читали когда-нибудь театральные воспоминания XIX - начала XX века?
Если да, наверняка вам попадался странный оборот "на театре", доживший кое-где и до наших дней.
Большой театрал Сергей Тимофеевич Аксаков (автор "Детских годов Багрова-внука" и "Аленького цветочка"), пишет:
«Тогда еще пользовалась успехом на театре комедия кн. Шаховского "Липецкие воды"».
«...я полюбил Загоскина с первого разу. Он пользовался в это время уже авторской известностью и написал несколько комедий в прозе, которые имели большой успех на театре и в Петербурге и в Москве».
«Кокошкин, страстный охотник играть на театре...»
В записках актера Михаила Семеновича Щепкина читаем:
«"Да разве ты когда играл на театре?" -- "Помилуйте, несколько раз, в деревне, на домашнем театре"».
«"Вася, Вася! знаешь ли, я завтра играю на театре роль Андрея-почтаря в драме "Зоя"».
Что это? Ошибка?
Нет.
Всё дело в том, что когда-то слово "театр" означало не только помещение, в котором идут спектакли, но и сцену, на которой они идут. Возможно, это связано с тем, что первые в мировой истории театры были открытыми — без крыши, поэтому в некоторых языках понятия "театра" и" сцены" порой сливались.
Кстати, словосочетание "театр военных действий" изначально тоже употреблялось с предлогом "на" — метафорически территория, на которой ведется война, представлялась своеобразной "сценой" под открытым небом, на которой сталкиваются противоборствующие силы.
И хотя сейчас такой оборот — "на театре" — выглядит архаичным и практически вышел из употребления, мы не будем считать его ошибкой.
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь . Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.