...Я следовал от села Изобильное в сторону монастыря Косьмы и Дамиана в Крымских горах. Романовское шоссе вело меня все выше и выше. Нынче странно называть шоссе узкую, по большей части практически однополосную дорогу, но для начала 20-го века, когда она была построена – это было настоящее шоссе, с тведрым покрытием!
«Романовская шоссейная дорога» была проложена еще в царские времена, дабы добираться на охоту в горные леса, на Никитскую яйлу и Гурзуфское седло. Сперва был построен участок от Алушты (которым я и поднимался) до Царского охотничьего домика у монастыря Косьмы и Дамиана, на карте конца 19-го века этот участок уже обозначен как шоссе, а далее следуют лишь тропы:
А завершилось строительство в 1913 года, когда был построен участок дороги «Массандра – Красный Камень – Никитская яйла – Гурзуфская яйла – Охотничий домик».
Интересно, что дорогу строили сектанты-менониты, отказывавшиеся от службы в войсках, царские власти отправляли их на различные принудительные дороги, в частности на прокладку дорог в труднодоступной горной местности. До сих пор эти дороги зовутся в Крыму "копаными", посколько из орудий труда у менонитов были лишь кирки и лопаты...
...Вдруг я услышал звук приближающегося автомобиля. То была голубенькая «Буханка», едущая, как я понял, встретив ее позже еще раз —как раз от монастыря.
Иду дальше, вокруг поросших мхом скал, в тени деревьев местами становится сумрачно, хоть еще зима, листьев нет, а на небе светит солнце.
...Вдруг из-за поворота мелькнул Российский флаг, несколько домишек, стал слышен лай собак! Кордон лесной охраны! Что делать? Я подошел к закрытым воротам, чуть потоптался, раздумывая, как же поступить.
Раздумывал я недолго, решено было обойти кордон поверху через лесок. Быстро пробежав это место, я вышел на дорогу, и почти сразу встретил ещё один автомобиль, ехавший сверху. Автомобиль подъехал к кордону, начал сигналить, снова и снова, наполняя горы неожиданно резкими звуками.
Сигналить пришлось ему довольно долго, открыли не сразу!.. Я понял, как дважды правильно поступил, воспользовавшись «партизанской тропой» — впустили бы меня врядли...
Здесь хочу отметить, что рассказ мой относится к весне 2018 году, с начала 2021 года доступ на заповедные территории Крыма становится еще более строгим, введены серьёзные штрафы за проход без пропусков.
Характер деревьев сменился, в тени букового леса становилось все более таинственно и тихо. Я поднимался все выше и выше...
Наконец впереди показался знак перевала!
Перевал Кебит-Богаз (590 м) относительно невысок. Он находится на стыке двух хребтов — хребта Конёк, ведущего на Бабуган, и хребта Узун-Алан с северной части, по которому можно дойти до подножия Чатырдага. Естественное понижение рельефа между массивами Бабугана и Чатырдага делает этот горный проход весьма удобным. По сведениям, приводимым в книге А. Ена «Перевалами Горного Крыма», в предвоенные годы даже высказывалась идея постройки железной дороги, которая могла бы связать Симферополь с южным берегом Крыма. Однако, начавшаяся Великая Отечественная Война не дала сбыться этим планам, а по окончании войны, после реконструкции шоссе Симферополь-Алушта, запуска троллейбусного маршрута, подобная идея и вовсе потеряла актуальность. Однако, согласитесь, как было бы увлекательно ехать через весь Крымский заповедник, наблюдая из окна череду гор, лесных массивов, любуясь пейзажами самой укромной части Крыма?.. С другой стороны, не думаю, что соседство с железной дорогой пошло бы на пользу хрупкой природе Крымского заповедника...
Я остановился у памятника партизанам, бестрашно защищавшим родной Крым от фашистских захватчиков. Присел на скамейку, представляя, каково было сражаться здесь, в Крымских горах, зимой?...
Отдав дань памяти погибшим, я продолжил свой путь. Сразу после перевальной точки начался заснеженный участок, но вскоре, я стал спускаться в долину реки Альма...
Окончание моей истории о походе к монастырю Косьмы и Дамиана, о целебном источнике Савлых-Су вы можете почитать здесь!
Друзья, что вы думаете о доступе в заповедники Крыма? Правильно ли вводимое ужесточение доступа в них? Надо ли разрешать проход небольшим пешим группам туристов, при условии следования по известным ещё со времен советских турпоходов тропам?