Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Архитектура, раскиданная посреди глуши перегонов. Как отличить казарму от полуказармы, а сторожевой дом от жилого?

Оглавление

Проезжая на поезде по железной дороге, волей неволей начинаешь задумываться, а зачем и для чего служат различные служебные постройки, разбросанные прямо посреди леса в глуши перегонов, то и дело мелькающие то справа, то слева от полотна за окном поезда? Какие-то непонятные, судя по ветхости построек ещё дореволюционные, путейские казармы и сараи. Откуда они здесь взялись, для чего использовались и кое-где исправно служат сегодня?

На 106 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков. Фото: Алексей Алексеев
На 106 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Дело в том, что строительство любой железной дороги в XIX начале ХХ века предусматривало сметой и проектной документацией создание социальной инфраструктуры для обеспечения служебным жильём своих линейных работников: сторожей, путевых обходчиков, телеграфистов, рабочих артелей. Так например, при проектировании железной дороги от Бологое до Полоцка в 450 вёрст, было предусмотрено возвести вдоль дороги на всем её протяжении 116 жилых домов, 290 сторожевых (или попросту линейных путевых зданий ЛПЗ, в просторечии "сторожек"), 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев с телеграфом и без телеграфа. Можно сказать прямо таки целый город, растянувшийся на сотни вёрст.

Путейская полуказарма на перегоне Назимово-Великие Луки. К сожалению не сохранилась. После того как умер последний её обитатель, РЖД снесло здание, числившееся у них на балансе. Июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Путейская полуказарма на перегоне Назимово-Великие Луки. К сожалению не сохранилась. После того как умер последний её обитатель, РЖД снесло здание, числившееся у них на балансе. Июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Всё это жилое хозяйство было выполнено капитально, основательно и на века, а также снабжено: колодцами, штакетником, скамьями перед каждым домом, сараями, погребами, сушилками для рабочей одежды, а также коровниками и даже ледниками.

Путейская полуказарма с колодцем на 103 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Март 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Путейская полуказарма с колодцем на 103 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Март 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Шло время и постепенно, по мере окончания строительства дороги, весь этот жилой фонд постепенно переходил от рабочих артелей (которые собственно и прокладывали дорогу) к путейцам, обслуживающим данный околоток дистанции пути. Здесь они оставались для временного проживания на время производства каких-либо работ, а также хранили свой нехитрый инвентарь (лопаты, ломы, топоры, мётлы, лампы и фонари), инструменты, временные путевые сигнальные знаки и прочую утварь.

Монтеры пути выполняют работы на 68 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Горовастица, 80-е годы ХХ века. Позади слева на заднем плане виднеется типовая полуказарма путейского околотка. В наши дни на том самом месте можно лишь разглядеть только оставшийся от неё фундамент да одичавший яблоневый сад. Фото из архива автора канала
Монтеры пути выполняют работы на 68 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Горовастица, 80-е годы ХХ века. Позади слева на заднем плане виднеется типовая полуказарма путейского околотка. В наши дни на том самом месте можно лишь разглядеть только оставшийся от неё фундамент да одичавший яблоневый сад. Фото из архива автора канала

Стоит пояснить, что путь в пределах участка делится на дистанции и околотки — причём слово «дистанция» имеет английское происхождение (distance), а околоток — это уже нашенское, от названия жандармских участков. Попросту говоря — отделение, то есть часть дистанции. Все линейные работники службы пути относятся к определенному околотку. Он имеет номер, а дистанция обозначается по названию станции, на которой находится контора дистанции, — так издавна повелось. Вот и выходит, например, должность:

«Путеобходчик второго околотка Бологовской дистанции пути».

Все служебные жд постройки, расположенные на перегонах и станциях, обязательно были закреплены за той или иной организацией, за которой числятся на балансе и имеют свой инвентарный номер. Фото: Алексей Алексеев
Все служебные жд постройки, расположенные на перегонах и станциях, обязательно были закреплены за той или иной организацией, за которой числятся на балансе и имеют свой инвентарный номер. Фото: Алексей Алексеев

Жилье путейцев буквально до последнего времени (пока не начались массовые сокращения в связи с "оптимизацией") всегда было ухожено: возле казарм, будок путевых обходчиков непременно разбит садик, клумба, палисадник. Столбики и сами здания аккуратно покрашены, заборы выправлены (тогда ещё не так уж устарел весь этот в основном дореволюционный фонд), стройным рядком стоят под навесами пестрые путевые знаки, а вдоль всего пути на перегоне тянется тонкая изящная извилистая тропинка.

На Бологое-Полоцкой линии, перегон Назимово-Великие Луки. Дед железнодорожник каждый раз выходил встречать поезд возле своего дома (полуказармы) уже будучи давным давно на пенсии. Фото из архива ВОЛЖД
На Бологое-Полоцкой линии, перегон Назимово-Великие Луки. Дед железнодорожник каждый раз выходил встречать поезд возле своего дома (полуказармы) уже будучи давным давно на пенсии. Фото из архива ВОЛЖД

Железная дорога во времена путевых обходчиков (эта профессия была упразднена в конце 60-х годов ХХ века при министре путей сообщения СССР Б.П. Бещеве и заменена на монтёра пути) даже без поезда представляла собой образцовое, можно сказать даже живописное зрелище. А с поездом так и тем более! Тут и говорить нечего, взгляните сами чтобы оценить подобную красоту.

Паровоз серии Л с вагончиком следует возле путейской казармы на 106 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Осташков-Фирово, февраль 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л с вагончиком следует возле путейской казармы на 106 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Осташков-Фирово, февраль 2018г. Фото: Алексей Алексеев

Вот как мастерски описывает свои воспоминания небезызвестный писатель, любитель железных дорог до глубины души А.Б. Вульфов, проехав однажды в вагоне пригородного поезда по Бологое-Полоцкой дороге:

"Идёт и идёт валко поезд, лишь иногда вдруг вздохнёт и полминуты сходу остановится у совсем одинокого полузаколоченного дома - какой-нибудь столетней железнодорожной казармы с несколькими игривыми фигурными печными трубами на крыше и неусыпаемо красивым рисунком из досок, со слабой тропинкой в развалившийся двор, протоптанной мимо высаженного когда-то рядка тонких лип за лавочку и поваленный штакетник, под тряпичное бельё на веревке, в вечную бедность и ветхость".
Отрывок из авторского сочинения "По Бологое-Полоцкой", 25 марта 2012 года
"Одинокого полузаколоченного дома - какой-нибудь столетней железнодорожной казармы с несколькими игривыми фигурными печными трубами на крыше". Типовая казарма Бологое-Полоцкой линии на 48 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
"Одинокого полузаколоченного дома - какой-нибудь столетней железнодорожной казармы с несколькими игривыми фигурными печными трубами на крыше". Типовая казарма Бологое-Полоцкой линии на 48 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
"Неусыпаемо красивым рисунком из досок...." - именно вот так это и выглядит в живую, по другому это не описать. А.Б. Вульфов очень красиво и лаконично выразился, хотя и не совсем верно с точки зрения русского языка. Фото: Алексей Алексеев
"Неусыпаемо красивым рисунком из досок...." - именно вот так это и выглядит в живую, по другому это не описать. А.Б. Вульфов очень красиво и лаконично выразился, хотя и не совсем верно с точки зрения русского языка. Фото: Алексей Алексеев

Теперь же давайте с вами разберёмся в самих типах железнодорожных служебных построек на примере Бологое-Полоцкой линии, чтобы чётко себе затем представлять что такое казарма, полуказарма, типовой жилой дом и сторожка. А то очень часто можно услышать в разговоре людей не совсем верные высказывания, например: "Вот в этой казарме на 91 км когда-то жили мои знакомые". А это на самом деле вовсе и не казарма оказывается, а полуказарма или жилой дом.

Казармы

Типовая путейская казарма Бологое-Полоцкой линии представляет собой деревянное здание с выступающим посреди фасадом, украшенным изящным фронтоном под кровлей. Этот элемент можно заметить и на других служебных постройках этой линии, например на зданиях вокзалов.

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Фронтон на здании вокзала бывшей станции Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев
Фронтон на здании вокзала бывшей станции Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев

Где-то подобные здания уже давным давно сняты железной дорогой с баланса и уже не используются путейцам по своему прямому назначению, но ещё служат в качестве личного жилья.

Полуказармы

Из названия сразу же можно догадаться, что полуказарма - это половина казармы.

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

В плане здание полностью аналогично казарме с выступающей вперёд частью фасада, но уже без одного крыла здания, примыкающего справа или слева. Соответственно и общая площадь полуказармы существенно меньше чем у казармы.

Элементы декора полуказармы на остановочном пункте Шлина. Фото: Алексей Алексеев
Элементы декора полуказармы на остановочном пункте Шлина. Фото: Алексей Алексеев

Теперь давайте посмотрим на внутреннюю планировку полуказармы.

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

Здесь мы видим, что здание внутри разбито на несколько отдельных помещений:

  • телеграф;
  • комната старшего рабочего;
  • комната рабочей артели;
  • кухня рабочей артели;
  • комната сторожа;
  • помещения для сушки рабочей одежды;
  • сени.
-18
Мебель линейных построек
Мебель линейных построек
По количеству труб на крыше здания нетрудно понять, что внутри него находится несколько печей. Типовая путейская полуказарма на остановочном пункте Шлина (бывшая станция), 32 км дистанции Бологое-Полоцкой линии, перегон Куженкино-Баталино.
По количеству труб на крыше здания нетрудно понять, что внутри него находится несколько печей. Типовая путейская полуказарма на остановочном пункте Шлина (бывшая станция), 32 км дистанции Бологое-Полоцкой линии, перегон Куженкино-Баталино.

В качестве источника отопления в казармах, полуказармах и ЛПЗ, как правило, имелись простые каменные печи либо круглые металлические — так называемые «утермарковские».

В начале 19 века в 1820 году российский архитектор немецкого происхождения Иоганн Утермарк изобретает свою, уникальную разновидность круглой голландской печи в железном футляре - «утермарковскую»
В начале 19 века в 1820 году российский архитектор немецкого происхождения Иоганн Утермарк изобретает свою, уникальную разновидность круглой голландской печи в железном футляре - «утермарковскую»

Они стоят и по сей день, отапливаются дровами (или топливными брикетами) и в любой мороз хорошо обогревают жилые помещения, несмотря на высокие потолки и большие окна со старыми деревянными рамами.

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

В жилых казармах и ЛПЗ было несколько печей, помимо "утермарковских", как уже было сказано выше, имелись ещё четыре прямоугольных кирпичных печи — три большие отопительные и одна малая конфорочная, предназначенная только для готовки пищи.

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

Однажды мне удалось заглянуть в одну из таких ещё не разграбленных путейских полуказарм на 103 км Бологое-Полоцкой линии.

Жилой дом

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

Типовой жилой дом Бологое-Полоцкой линии представляет собой деревянное здание с выступающим справа и слева точно такими же фасадами как и на казарме или полуказарме. Предназначались они для постоянного проживания в качестве служебного жилья работникам дороги. Общая площадь несколько больше чем у казармы.

Типовой жилой дом Бологое-Полоцкой линии на 258 км дистанции пути, бывшая станция Скворцово. Одна половина дома ещё жилая. Фото: Алексей Алексеев
Типовой жилой дом Бологое-Полоцкой линии на 258 км дистанции пути, бывшая станция Скворцово. Одна половина дома ещё жилая. Фото: Алексей Алексеев

Жилой дом предназначался для проживания сразу нескольких семей и был разделён на квартиры. Внутри него имелся длинный общий коридор и расходящиеся от него в разные стороны двери в квартиры.

План жилого дома на станции Бологое. Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
План жилого дома на станции Бологое. Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

На перегонах в глуши таких зданий не встретишь, строили их только непосредственно вблизи станций.

Типовой жилой дом Бологое-Полоцкой линии на 278 км дистанции пути, станция Назимово. И здесь жизнь ещё теплится и не угасла совсем. Фото найденное на просторах сети
Типовой жилой дом Бологое-Полоцкой линии на 278 км дистанции пути, станция Назимово. И здесь жизнь ещё теплится и не угасла совсем. Фото найденное на просторах сети

Стоит отметить насколько качественно и вместе с тем красиво был выполнен весь этот самобытный служебный фонд если он существует во многих местах до сих пор. А ведь этим я подчеркну деревянным зданиям, вы только вдумайтесь, уже больше 110 лет!

Сторожевой дом или в просторечии "сторожка"

В прошлом ХХ и XIX веке железная дорога была совершенно неприкосновенна, поистине государство в государстве. Недаром служила на чугунке именно «путевая стража», которая стерегла путь, мосты и железнодорожные переезды. Отсюда и пошло само слово «сторожка», что значит охранять или сторожить. "Сторожка" - это самое маленькое по площади служебное ЛПЗ из всех описанных выше, недаром его ещё называют будкой путевого обходчика.

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

Путевые обходчики вели как правило архаичный, преимущественно осёдлый образ жизни вместе со своими семьями. В награду за службу на железной дороге им безвозмездно в личное пользование предоставлялось собственное служебное жильё, находящееся нередко в самой глуши посреди перегона. Плюс к этому обходчику выделялся земельный надел возле дома, покос для скота в полосе отвода, а также дорога регулярно обеспечивала строительным материалом для ремонта и покраски дома.

Каждое линейно путевое здание на линии имеет номер в виде таблички с цифрами под кровлей по тому или иному километру (версте), на котором оно находилось. Сторожевой дом на 71 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Каждое линейно путевое здание на линии имеет номер в виде таблички с цифрами под кровлей по тому или иному километру (версте), на котором оно находилось. Сторожевой дом на 71 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Жизненный уклад путевых обходчиков зачастую был очень схож с крестьянским бытом, что неудивительно. Ведь многие из них собственно и пришли работать на железную дорогу из простых крестьян. Обходчики как правило могли держать одну корову, разводили кроликов, птицу, заготавливали для них сено, растили картошку, пололи грядки.

Было-стало. 210 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец. Вверху 60-70-е годы прошлого века, внизу - наши дни
Было-стало. 210 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец. Вверху 60-70-е годы прошлого века, внизу - наши дни

Воду брали из колодцев - чистейшую (колодцы им копала при постройке железная дорога).

Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.
Рисунок из альбома типовых и исполнительных чертежей постройки Бологое-Полоцкой жд, 1902-1906гг.

Обогревались жилые путевые здания далеко не всегда хорошо - тепла одной единственной печи порой не хватало на такое относительно небольшое помещение, и поэтому стены и углы в таком доме иногда бывали сырыми от конденсата. Провизию к самым глухим сторожкам подвозили на путейской дрезине или останавливался поезд с вагоном-лавкой. Закупали семьи обходчиков продукты мешками, потому что никакого магазина поблизости не было. За каждой мелочью приходилось далеко добираться.

Вагон-лавка в составе поезда №653/654 Осташков-Торжок, прозванного в здешних краях "снежинкой", на селижаровской линии, развозивший вплоть до конца 90-х прошлого века хлеб местным жителям из прилегающих деревень и посёлков. Фото из архива ВОЛЖД
Вагон-лавка в составе поезда №653/654 Осташков-Торжок, прозванного в здешних краях "снежинкой", на селижаровской линии, развозивший вплоть до конца 90-х прошлого века хлеб местным жителям из прилегающих деревень и посёлков. Фото из архива ВОЛЖД

В начале ХХI века на сети российских железных дорог осталось не более 25% служебного жилого фонда (на сегодняшний день и того меньше), построенного до революции.

Покинутый сторожевой дом на участке Бологое-Осташков, ОКТ жд, 1984г. Фото "Галерея паровоза ИС"
Покинутый сторожевой дом на участке Бологое-Осташков, ОКТ жд, 1984г. Фото "Галерея паровоза ИС"

Огромное количество казарм и будок путевых обходчиков после того, как их обитатели покинули родные места или просто умерли, было растаскано на доски, кирпич и металл с кровли. Железная дорога потеряла очень, очень многое из своего исконного исторического облика.

Панорама остановочного пункта 210 км на Бологое-Полоцкой дороге. Справа полностью обветшавший и покосившийся заброшенный сторожевой дом переездного сторожа. Одинокий старик с двумя котомками в руках, сойдя с пригородного поезда сообщением Бологое-Великие Луки, неспешно бредёт в свою деревню. Июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Панорама остановочного пункта 210 км на Бологое-Полоцкой дороге. Справа полностью обветшавший и покосившийся заброшенный сторожевой дом переездного сторожа. Одинокий старик с двумя котомками в руках, сойдя с пригородного поезда сообщением Бологое-Великие Луки, неспешно бредёт в свою деревню. Июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram