Найти тему
Переплёт

Решил разобраться, что такое боярЪаниме. И узнать, кто пишет в этом стиле

Здравствуй, читатель!

Предлагаю сегодня схватить топор и вслед за царём-императором нашим Петром Великим рвануть рубить бороды боярам. Нет, топор не то... Берём катану и делаем большие глаза. Разбираемся, что за направление такое в современной сетературе - бояръаниме.

Сразу расставим точки над i и облака над Фудзиямой. Сетература - сетевая литература, уже практически словарный термин. Бояръаниме - писать можно и через дефис, и через пробел, никаких норм нет, я буду писать слитно. Это не жанр, а направление, на жанр ещё не написано.

Сначала вообще - о чём в таких книгах пишут. В принципе, основные элементы "боярки" обозначить довольно легко - это альтернативный мир с элементами феодализма или клановой системой, магией и техникой, часто - с техномагией. Причём историческая эпоха особо не важна - от средневековья до отдалённого будущего.

Откуда в наш и без того богатый лексикон пришло такое странное слово? Зародыш стиля проявил себя романом "Боярич" Антона Демченко. Сейчас это уже объёмный цикл "Воздушный стрелок". От названия романа принято считать и зарождение названия этого псевдожанра, придумали термин где-то в недрах Интернета, зацепилось и понеслось.

В общем-то у Демченко получился обычный попаданческий роман со стандартным крутым попаданцем в теле некрутого местного подростка. Но вот рисунок мира вышел вовсе не наброском, что и позволило Антону встать во главе боярского клана. Качественно проработанные социальная, клановая, политическая и экономическая системы дали другим писателям шанс зацепить идею. Кланы - основа основ боярщины.

С этим разобрались, да. А при чём тут аниме? А при том, что шаблонность именно аниме с его мартисьюшными героями, командой верных друзей, красивыми и влюбчивыми в главного героя девушками, чаще странными способами магии - всё это уже чуть ли не канон боярщины. Тоже будем считать, что разобрались.

Бояръаниме? Вроде похоже...
Бояръаниме? Вроде похоже...

Кто же пишет бояръаниме? Несколько книг.

У Демченко "Боярич" уже вырос до шести томов (последний в процессе написания). Отец-основатель, все дела. Стрелок уже Опричник, если что.

Но "топом" в бояръаниме сейчас считается Николай Метельский, который начал писать уже одиннадцатую книгу в цикле "Унесённый ветром", другое название "Маски". Полное соответствие названию стиля - стандартный попаданец попадает в альтернативную Японию, находящуюся, фактически, под властью кланов чего-то типа самурайской якудзы. Совсем не моё, так что без рекомендации, но у автора много читателей, отзывов и рецензий.

Очень давно, ещё на сайте СамИздат, мне попался первый том этого цикла. Кое-какие моменты мне показались неестественными, особенно поведение главного героя и его стиль общения. Да, стоит учитывать при чтении, что наглость и неадекватность - характерный признак нагибаторов. Но надо сказать, что у Метельского это умеренно, и в принципе не заставляет биться лицом об стол, читать можно. С моей точки зрения, хорошее фэнтези, где бы оно не было - это не приключения, не какой-то закрученный сюжет, не интрига. Хорошее фэнтези - это мир, который затягивает читателя. У Метельского такой мир в книгах присутствует.

  • Ещё один автор - Дмитрий Колесников, четыре тома "Доминик Каррера". Написано неплохо, но на любителя - мир победившего магического феминизма не каждому понравится. Герою вот, попавшему из нашего мира в тот, в целом живётся неплохо. В цикле "бояръ" откровенно проигрывает "аниме", но в наличии имеется. Первый роман читал на больничном досуге, вторая книга пошла хуже, третью уже перелистывал.

Есть авторы, в которых как раз не в фаворе "аниме". Андрей Стоев, четыре тома цикла "За последним порогом". Тоже дам ссылку - книга получилась целостная, мир вышел проработанным не хуже, чем у того же Демченко. По сюжету - где-то с тысячу лет назад что-то пошло не так и к моменту попадания очередного попаданца реальность имеет определённые альтернативные отклонения. Два главных: политический строй государства построен на управлении всеми процессами дворянами из аристократических кланов и магия здесь артефакторного типа. Время действия (относительно наших реалий) ближе к началу прошлого века, кажется. Но не стоит сравнивать с "нашими реалиями" - мир совсем другой.

Седьмую книгу в цикле "Напряжение" пишет Владимир Ильин. Цикл, по сути, начался как фанфик на книги Метельского - да, уже и в бояръаниме есть свои последователи столпов. Только Метельский сосредоточился на Японии, а Ильин - на остальном мире. Читать пробовал, но не зацепило. Автор хорош, слов нет - пишет грамотно, интересно, мир проработанный. Но герой - слишком уж ребёнок, чесслово...

Имейте в виду, что я совсем не поклонник бояръаниме, читал мало и через строчку. Так что кого вспомнил - того вспомнил. Знаете ещё авторов, которых можете рекомендовать, как я Демченко и Стоева? Пишите в комментариях.

Спасибо за ПроЧтение!