Найти тему
Наталия Ефимова

Особенности общения пресс-секретаря с Президентом

Бюрократическое счастье Пескова, которым он поделился в интерьерах Старой площади

В надежде услышать голос Инны Соломоновны, который магически действует на слушателей ее сына по обе стороны баррикад, забрела на канал Соловьева, но увидела там усы Пескова.

Пометки «война башен» и «эксклюзив» заставили задержаться и послушать до конца. А начиналось все так, но вам это сразу не покажут.

-2
-3
Вот здесь Соловьев спросит, почему кругом так много красивых женщин, а что ответит Песков, не скажу.
Вот здесь Соловьев спросит, почему кругом так много красивых женщин, а что ответит Песков, не скажу.
-5

Нет ли внутреннего противоречия между собственными взглядами и работой на то, что представляется кое-кому кошмаром и «кровавым мордором»...

- Кем воспринимается, как нечто ужасное? Аналитиками? – переспрашивает Песков. - Что касается людей, то в их восприятии в Кремле работает президент. А всё, что вокруг него, не некий монстр, а некая коллективная секретарша. У администрации есть одна задача – обеспечивать работу государства. Всё остальное уже наносное...

Соловьев, который не умеет не поглумиться, конечно, припомнил Пескову «пургу», которую тот иногда «несет», по словам его начальника. Мне показалось, что воспоминание об этом не доставляет удовольствия герою.

- Я говорю то, что думаю. Но не могу всегда говорить, что я думаю.

Где, в каком месте этот разрыв – домогался Соловьев. Хотя ответ, в общем, очевиден.

Голос пресс-секретаря главы государства не может звучать как его собственный. Он не политик, чтоб излагать свою личную позицию. Его никто не выбирал. Его взяли на работу. Сегодня назначили, завтра уволят. Как любого чиновника. Рассказывать, оповещать, организовывать работу прессы так, чтобы она могла быть осведомленной, освещать работу президента - вот его функции, не более того.

Что происходило после «пурги».

- На грани увольнения часто стояли?

- Я сталкивался с серьезной критикой президента, - аккуратно сказал Песков. – Жить сразу не хочется. Бывает очень жестко. При работе с главой государства цена любой ошибки возрастает кратно. Она превращается в очень серьезную.

-6

Это вам не в "Жан-Жаке" трындеть. Тут слово ваше так отзовется – половине мира мало не покажется.

-7

Соловьев предположил, что раз Путин в такой игривой форме позволил отозваться о работе сотрудника, это как раз показывает степень близости, так не шутят, если человек – просто функция. А мне снова показалось – Песков обиделся тогда. Однако как истинный дипломат ответил, что возникающие проблемы решаются в диалоге. Не все соглашаются друг с другом, но диалог есть.

Пресс-секретарем Дмитрий Сергеевич работает с 2008 года. Тогда казалось – почти конец истории. Экономика оживает, с внутренними войнами закончено, въехал в отремонтированный Белый дом. И тут – 08.08.08. И мировой кризис. Легкой прогулки не получилось ни у кого.

-8

Идет беседа. Вдруг...

-9

- Что?

-10

- Мы прервемся, да? – не подскакивая, как черт в табакерке, говорит Песков, и спокойно поднимается.

Поверьте, я видела в аналогичных ситуациях прыжки на зависть олимпийским чемпионам.

- Я готов прерваться, - засмеялся Соловьев.

Есть ли жизнь после администрации?

- Убежден, что есть, ибо по-другому быть не может... (...) Свежие впечатления, внутреннее развитие – оно всегда хорошо.

-11

- Мое счастье... бюрократическое счастье заключается в уникальности позиции. Я в силу должности по сути занимаюсь почти всегда теми темами, которыми занимается президент. А они варьируются от эпидемиологии, производства вакцин, сельского хозяйства, до проблематики красных водорослей на Камчатке.

Ему приходится работать со всеми современными источниками, куда входят и новые медиа, и соцсети. Возникшую волну, резонансную тему можно довести до президента любым способом, включая телефонный звонок.

- Бывает, что он гораздо лучше осведомлен о происходящем. А иногда информация оказывается востребованной.

А как бороться с желанием не нарваться? Чтоб не получить снова «пургу» и «чушь несет»...

По-моему, Дмитрий Сергеевич дал хороший ответ.

Если возникает инстинкт самосохранения, и ты становишься чиновником, готовым просто просиживать штаны, лишь бы тебя не отодрали от кресла – надо уходить.

Личная жизнь это личная жизнь. Президент тут никак не влияет. Хотя...

- У госслужащих очень много ограничений. Это связано в том числе с законом о госслужбе. Туда постоянно вносятся всё новые и новые пункты...

Когда он пришел, этого закона еще не было.

- Мы в МИДе чем только не занимались. Зарплаты были маленькие. Поэтому приходилось крутиться очень серьезно.

- И как крутились вы?

- Ой, слушайте, чем-то пытались торговать-продавать...

- Не представляю себе.

-12

- Тогда вся страна этим занималась. Машины гонял пару раз, сам за рулем из Турции. Анкара-Москва. Можно было ехать вокруг через Болгарию, Румынию, Молдавию, Украину и так далее. А можно было на пароме. И дипломат имел право раз в сколько-то месяцев освобождение от таможни.

- Сейчас кому-нибудь про это расскажешь – не поверят. Я гонял машины из Средней Азии...

- Мы все через это прошли. У меня ребята, друзья, сейчас очень уважаемые люди, ездили из Стамбула, спали по двое суток в автобусах на мешках, которые привозили на Черкизовский рынок. Мы через это прошли...

Поймут только те, кто жил в то время. Остальные поднимут обычный детский визг на лужайке. Замечу только что свою дипдеятельность Дмитрий начинал дежурным референтом в посольстве тогда еще СССР в Анкаре.

*****

Когда оно станет российским, придется наблюдать деятельность властей некоторых наших территорий, которые претендовали на независимость и собирались уже открывать свои квази-посольства по всему миру. Чуть было не начался парад суверенитетов, как перед умиранием СССР.

- Не приди тогда Путин – страны бы не было. Я был всему этому свидетель.

******

Супруга – олимпийская чемпионка, часы на свадьбе, дочь в соцсетях. Не надоело давление, не достало, что все время шпыняют?

- Можете снять трубку и дочке сказать: «Слушай, ну, давай, поспокойней...»?

Звонит и говорит. Довольно жестко.

Человек на таком посту – идеальный кандидат для вербовки.

- За мной, наверное, приглядывают?.. – улыбаются усы Пескова.

Его нет в санкционных списках – плохо. Это, как отсутствие Знака качества. Правда, поставить его могут в любой момент.

- В международной политике наши коллеги из Соединенных Штатов устроили такой беспредел... Поломали все правила, всё, чему учат в МГИМО, уже не релевантно.

- Кто виноват?

- Мы белые и пушистые. Почему? Путин исчерпывающе объяснил.

Песков вспомнил, что все началось с ... СРП. 2006-2007 годы.

-13

СРП – соглашение о разделе продукции, широко практикуемая вещь в странах Африки, Азии и т.д. Крупная международная компания приходит, берет некий природный ресурс, эксплуатирует – из этой страны что-то выкапывает, выкачивает, увозит.... И отстегивает за это пару процентов. Практически британский колониализм.

- А дикарям бусы, - констатировал Соловьев.

- Вот как раз когда мои товарищи на мешках ездили на Черкизовский рынок, а я гонял машины, тогда были подписаны такие соглашения. Потом Россия начала мужать. Опомнилась. Встряхнулась. Ну, Путин просто заставил опомниться и встряхнуться. Это был болезненный процесс – в начале 2000-х годов...

- Очень, - вздохнул Соловьев.

- Остановил внутренние войны, заставил работать экономику, прибрал чуть-чуть, призвал к порядку олигархов, которые были олигархами тогда. Не крупным бизнесом, а олигархами, то есть лезли во власть.

Владели судебной властью, депутатский корпус был между ними поделен...

- И встал вопрос: «Ребята, нам бусы-то не нужны». Или мы партнеры, или колониальные соглашения больше не будут работать.

Тогда ситуацию разрулили. Но водораздел обозначился: ах, вы не хотите быть нашей колонией – тогда мы вам сейчас устроим. Обозначилась точка надрыва.

- А ведь до этого мы были романтиками. Нам очень хотелось передать американцам планы - какие жучки в каких кирпичах у них в посольстве... Ребята, давайте жить дружно! Мы освободились от наручников коммунизма! Нет Советов, мы будем друзьями! А они говорят: не-не-не. Друзьями мы будем промеж себя, а вы будете сидеть на двух процентах.

Никто не собирается отгораживаться от Запада. Там технологии, культура богатейшая, общение. Патриотизм, в конце концов, не подписка о выезде.

Но колониальное презрение принимать нельзя. Я плохо расслышала, но кажется, Дмитрий сказал: "Его нельзя не ненавидеть".

-14

Говоря о тех, кто кричал «зачем» в 2008-м и в 2014-м, Песков напоминает:

- Испокон веков у нас были западники и славянофилы.

Он считает, что правда – посередине. Как любое взрослое государство мира мы должны руководствоваться прежде всего собственными интересами. Но нельзя и обижаться на Европу – на обиженных воду возят. Надо демонстрировать открытость, что продолжает делать президент.

Его начальник, как и все, меняется с годами. «Он же человек. Он стал более непримирим к каким-то негативным проявлениям, к некомпетентности. Если брать предательство, воровство – здесь он жестокий, беспощадный...»

- К тому, что в его представлении является греховным – это то, как я вижу – да, он жестокий.

А если подойти и заступиться за друзей? Подойти и сказать-то можно, но изменить ничего нельзя. «Я же не обладаю той информацией, которой он обладает». Это привилегия президента – получать информацию из множества источников, обдумать и принять взвешенное решение.

- Мне неизвестно, чтоб он когда-то вмешивался в следствие.

- А если бы встал вопрос: пиар-последствия, как в случае с Фургалом? Может, не арестовывать, чтоб не было всего потом?..

- Когда речь идет о столь тяжких обвинениях, такого рода вопросы отступают на второй план.

- Это вопрос принципа?

- Это вопрос законности и неизбежности наказания за возможное тяжкое преступление.

Здесь никакие игры невозможны.

-15

- С днем рождения президент поздравляет? Подарки делает?

- Да. Это приятно и всегда этого ждешь.

Программу Соловьева пресс-секретарь не смотрит. Знает, что полстраны того любит, полстраны ненавидит, но большая часть все равно смотрит.

- Как правило, те, кто ненавидят, смотрят дольше, - заметил Соловьев, а Песков озвучил, что про его передачи сказал студентам Вышки, когда те его пригласили: «Это важное и нужное общение. И это очень интересные люди».

- Мне не нравится форма (я знаю массу людей, которые бы здесь подписались – крики-оры ток-шоу мало чьи уши согрели). И чтобы не испытывать какого-то дискомфорта – если мне нужно по работе ознакомиться с высказываниями каких-то гостей - я просто читаю распечатку.

К чему душа лежит?

- К сожалению, я маниакально смотрю телевизор. На работе экран у меня постоянно мелькает... Новости. Когда один дома, что слава Богу бывает редко, тоже все время работает телевизор. Стараюсь не пропускать новости. По десять раз смотрю, очень интересно наблюдать за нюансами передачи одних и тех же событий на разных каналах.

А повлиять?

- Если честно – я могу снять трубку и сказать: «Ребят, вы забыли очень важную вещь упомянуть». Это нормально. Это моя работа.

- Сказать «снимите это немедленно» –невозможно?

- Нет. Я этого не делаю. Я считаю, что когда наступила новость, она становится собственностью журналиста.

*********

Война башен! О, я этого ждала.

- Это все сильно преувеличено. Существуют споры. Жаркие, жесткие. Разные точки зрения на то, как и что нужно делать, какие элементы президенту предлагать. Споры есть, но это не является войной башен.

А телеграм-каналы почитаешь, заметил тут же Соловьев, башни будто бы мочат друг друга.

Телеграм-каналы (и это стоит запомнить), по мнению Пескова, в своем большинстве платные дешевые сливные бачки.

- Многие действительно увлекаются сливными бачками. Такой феномен в нашей стране. Нигде в англоязычном мире это не прошло. Только у нас и на пространстве бывшего СССР. Как мы любили в СССР шепотом на ухо друг другу сплетни рассказывать и анекдоты политические – теперь это можно так же делать в телеграм-каналах. Может, оттуда ноги растут... Серьезные башни в Кремле не воспринимают это даже как привет. Они их просто не читают.

Если только где-нибудь в регионах эмоциональные ранимые люди...

********

Жизнь пролетает с дикой скоростью, и это пугает. И эта скорость нарастает с каждый годом. Скорее всего это связано с тем, что мы не молодеем.

Куда мы идем?

В представлении президента, по мнению Пескова, в сторону, где мы -самостоятельные, образованные, богатые, здоровые... Чтоб жили в безопасности. Вот куда мы идем.

Красные линии это те, что допущены в нарушение наших интересов. Украина ушла за красную линию. И это трагедия не только для нас, но и для всей Европы.

А мы что делаем? Говорим «Елки-палки»?...

- Продолжается работа с нашими визави. Где-то жесткая, где-то пытаемся искать какую-то серединную линию.

Почему Путин не отвечает в режиме пинг-понга?

- Стрелять себе в ногу, чтоб кому-то отомстить – это не его. Реакция – продуманная, аргументированная...

********

И снова – резкий поворот.

- А деньги откуда?

Я даже подумала – у страны, что ли? Нет, у самого. Когда в вопросе мелькнула жена, мне увиделась легкая тень на лице. Но, может, ошиблась.

- Во-первых, я высокопоставленный госслужащий, поэтому у меня, да, высокая зарплата...

- ... которую, учитывая график работы, особо не на что тратить.

- Дети... Жена у меня небедная. Но она и вкалывает. Чтобы стать небедной, она работала с четырех лет, скиталась по миру – как раз, когда была нищая Россия в начале своего существования, уезжала в Америку и признательна до сих пор стране, которая ее приютила. Им платили деньги, она полола грядки, мыла туалеты, чтобы купить себе штаны левайс или ходить в ресторан, который называется «Макдональдс». Они вкалывали. Потом тренировали, мотались по всей Америке с выступлениями. Потом выступала за Россию, даже за Белоруссию выступала. Олимпийское золото...

-16
-17

- Она прошла сложный путь. И красивой жизни у нее в жизни было очень мало. (...) Как мне показалось – она была восхищена мной с самого начала. Хотя, выяснилось, нет. Пришлось завоевывать. (...) В плане работы, бизнеса я ей очень мешаю. Она все сделала до меня. А сейчас она в бизнесе, у нее есть конкуренты, но раз в год она должна полностью раскрыться, продекларироваться. Она обязана. А они нет.

- Дмитрий Сергеевич, а сам - счастлив?

- Да. Я – счастливый человек. Дом – крепость, минипарламент. Поскольку много детей, у нас свои парламентские фракции, столкновения интересов..

-18

- У меня вся палитра жизни дома. Дом полон любви. И это самое главное. А работа – очень интересная. Она уникальная.

Что с выходными?

- У президента понимание дня недели, времени – практически отсутствует. Он живет на работе с маленькими пятиминутками на человеческую жизнь. Это уже не работа – смысл жизни.

Когда заболел ковидом – испугался. Зато теперь:

- С высоты моих нынешних антител...

******

Его первый начальник, блестящий дипломат Альберт Сергеевич Чернышёв, посол в Анкаре, куда Песков приехал в начале пути на место дежурного референта, дал молодым напутствие в виде шуточного афоризма:

«Никто не может заставить советского дипломата солгать. Но так же никто не может заставить советского дипломата сказать всю правду»

*******

Ну что – вперед, мои правдивые трудяги, бессеребреники, люди ДушаНараспашку!

Те, кто ложь под названием «исподнее Навального», принимает как правду, ибо верит, - способно ли вообще оценить правду, как таковую?

Сомневаюсь я.

Не мелочитесь, Наденьки... А моим друзьям и читателям, думаю, будет интересно. Для вас старалась выбрать самые вкусные кусочки.