Найти в Дзене
Юлия Варенцова

Почему Репин отказался изобразить на картине хоть одно благообразное лицо?

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

Татьяна Юденкова, доктор искусствоведения, Государственная Третьяковская галерея:

Для Репина очень нужны были натурные впечатления, он едет в Рождественско-Богородичную пустынь, которая была знаменита на всю Россию своими крестными ходами. И уже посетив Курскую губернию, он приступает к своему большому холсту, над которым он работает в течение двух лет и пишет своё знаменитое полотно, которое сразу по экспонированию этой работы на передвижной выставке, приобрёл Павел Михайлович Третьяков. И любопытно, что с коллекционером у Репина по поводу именно этой картины произошёл такой серьёзный разговор, который отразился в письмах. Поскольку Третьяков видел предыдущие варианты картины, эскизы, и много беседовал с Репиным, Третьяков был, с одной стороны он называл эту работу, он понимал её важность для русского искусства, почему он сразу её приобрёл, и он боялся, как бы не перебили конкуренты, а на художественном рынке к тому времени уже достаточно развитая, активная была конкуренция среди коллекционеров. Поэтому Третьяков сразу эту работу приобретает. С другой стороны, он недоволен был отдельными образами. И в частности, он написал Репину письмо с рекомендацией заменить в центре полотна бабу, несущую пустой футляр от иконы на благообразную, симпатичную девушку, несущую икону с верой и надеждой.

И Репин разразился таким очень чётким и точным творческим изъяснением своей позиции, в которой прозвучало творческое кредо художника о том, что есть правда. И как он стремится изображать именно правду жизни на своих холстах, и что идею невозможно дробить на какие-то маленькие идейки, и удовлетворять мнения тех или иных людей это совершенно невозможно, да и вообще, где вы видели, чтобы на передний план в толпе вы бы увидели красивые и благообразные лица. Это совершенно невозможно. И действительная жизнь, реальная жизнь, она вот предлагает собственно то, что она предлагает, и Репин изображает жизнь именно такой, какая она есть. И правда жизни заключается в том, что он её ни в коем случае не приукрашивает. И Репин очень активно, так сказать, протестует против, как он пишет в этом же письме, против вышивания узоров, чем занимаются барышни светские. И Репин пишет, что задача его как художника, изображение именно вот этой правды жизни, которой он поклоняется.

Но его позиция как художника, как человека и как христианина, на протяжении жизни она менялась. Репин вообще относится к таким художникам, который достаточно противоречив, и он мог на протяжении какого-то очень короткого времени высказывать очень противоречивую точку зрения. И в этом смысле разобраться в его высказываниях достаточно сложно.

Но вот если в 70-е годы он занимал такую позицию, как бы антицерковную, то после революции, когда церковь подверглась гонениям со стороны большевиков, он, наоборот, встал на защиту православной церкви. И у него есть на эту тему достаточно много очень таких сильных и проникновенных высказываний, и он снова обращается к евангельской проблематике. Надо сказать, что евангельская проблематика его волновала на протяжении всей его жизни, всем известна его большая академическая программа, за которую он получил большую золотую медаль, это «Воскрешение дочери Аира», она хранится в Русском музее. И разного рода эскизы этих композиций и образы Христа, Богородицы он исполнял на протяжении 90-х годов, есть такие очень серьёзные, проникновенные образы. А вот после революции он также обращается к этой теме, и эта тема не оставляла его равнодушным на протяжении всей жизни. В 90-е годы он также исполнил для православного, для подворья русского монастыря в Иерусалиме образ несения креста. (Из интервью для документального фильма из цикла "Передвижники", "Россия - Культура")

-2

Подробнее об Илье Репине и других передвижниках - в книге:

"Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века"

https://www.labirint.ru/books/740206/

https://www.ozon.ru/context/detail/id/166789703/

-3