Часто приходится слышать утверждения родителей, что дети часто болеют зимой из-за безответственных воспитателей, плохо одевающих их на прогулку: то не наденут тёплую кофточку, то шарф завяжут слабо, то про носочки забудут.
Почему дети в детском саду часто болеют в зимнее время
Не хочется упоминать совершенно крайние случаи, когда ребёнка обнаруживали гуляющим без обуви в одних шерстяных носках, или когда верхняя куртка оказывалась надета лишь на майку.
Более частой причиной детских болезней в холодное время года считается неправильная организация процесса одевания детей на прогулку в детском саду.
Вот что пишут об этом в комментариях родители и сотрудники детских садов:
«…пока воспитатель таким образом оденет 30 детей, те, кого он одел первыми, вспотеют и начнут капризничать от жары.»
«Короче, один уже в комбезе и шлеме парится, пока другой всё ещё в термотрико второй носок разыскивает...»
«25 детей, я каждого рада одеть с ног до головы, и одеваю. А кого одели первым в течение 20 минут, а то и больше, стоит потеет.»
Я не понимаю, что случилось с воспитателями, если они не могут сегодня правильно собрать детей на прогулку? Куда растерялись навыки, которые непрерывно копились в воспитательской среде?
Когда я работала в детском саду, мы собирали 25 детей вдвоём с няней, без посторонней помощи, причем, успевая одеть всех, и не давая никому раньше времени вспотеть, а потом - заболеть.
Кстати, девочки-студентки как-то мне рассказали, что в детском саду, где они проходили практику, на прогулку выводили даже не всех детей. Потому что не успевали собрать всех.
Вопиющее нарушение. Лишать прогулки нельзя ни одного ребёнка.
Прогулка должна в обязательном порядке состояться до -15 градусов мороза (для детей до 4-х лет) и до -20 градусов для более старших детей. Разве что, при сильном ветре прогулку можно сократить по времени.
Когда отсутствует правильная организация процесса одевания детей на прогулку
Иногда встречаю такое описание сборов на прогулку, даже забавно бывает, когда полсадика специалистов собирается, чтобы вывести гулять одну группу детей.
Это говорит лишь о никудышной организации в данном детском саду, о непрофессионализме персонала. Настоящая «цыганщина» описана в следующих комментариях:
«…на улицу у нас в саду детей помогают одевать все, кто может: коридорная, кухонная, прачка, швея, медработники…с прогулки тоже обязательно встречали...кормили тоже, кроме няни и воспитателя, мы с прачкой, коридорная, медработники ...»
«Наши воспитали из ясельной группы рассказывали, что одевать малышей помогают все - няни из других групп и другие воспитатели, кто свободен» /где в это время дети своей группы?/
«Сбор на прогулку - это самое сложное сейчас. Но у нас золотая заведующая - приходят помогать и она, и методист, и завхоз. Правда потом, где чьи вещи с трудом разбираемся, но, всё равно, так полегче.»
«Я работала в саду просто обычным психологом и то ходила помогать одевать и раздевать детей на прогулку и с прогулки, то же самое делали логопед и методист…»
Я удивляюсь всё больше.
Хотя надежда на то, что кое-где ещё умеют одевать детей на прогулку «в четыре руки» остаётся после следующего комментария:
«Всё зависит от воспитателей и организации процесса, мы сначала ходили в платный сад, там 10 детей в группе не могли одеть нормально, вещи часто путали, перешли в гос, 30 человек все одеты нормально, вещи не путаются…»
Методика одевания детей на прогулку в холодное время года.
По этой методике дети одеваются все почти одновременно, ни один малыш не перегреется и не вспотеет.
Дети после посещения туалета выходят в раздевалку и садятся на скамеечки у своих шкафчиков.
Воспитатель и няня синхронно выполняют следующие действия, сопровождая их необходимыми пояснениями.
Если действие освоено ребёнком, он выполняет его сам, а взрослый только проконтролирует тщательность выполнения.
- Колготки раскладываются вдоль ножек сидящих детей; уточняется, где у колготок находится один шов (спереди), где два шва (сзади); дети начинают надевать колготки. Воспитатель и няня, контролируя визуально свою половину детей, помогают тем, кто не справляется.
- Надевшие колготки дети достают и надевают носки и тёплые штаны /допишу, что в наше время у детей были ещё и тонкие штанишки/.
- Дети надевают обувь./неправильно учить ребёнка надевать обувь после того, как надета верхняя одежда, потому что он становится неповоротливым/
- Все надевают свитера или кофты. Взрослые застёгивают пуговицы (если таковые имеются). /пункты 3 и 4 могут меняться местами в случае с комбинезонами или полукомбинезонами/
- Дети надевают шапки (можно пока не завязывать)
- Дети надевают верхнюю одежду. Воспитатели помогают завязать уши у шапок, застегнуть куртки./почему действие 5 идёт раньше 6? Потому что надевать шапку ребёнку, одетому в пальто, сложно, ведь у дошкольников относительно короткие руки/
- Взрослые помогают детям завязать шарфы, которые дети подают им из рук в руки.
- Все дети надевают варежки, уже направляясь в сторону тамбура (помещение перед выходом на улицу).
- В тамбуре вся группа собирается, поджидает всех остальных и воспитателя.
- Группа выходит гулять на прогулку.
►►► Статья в тему для родителей об организации прогулки:
Считаете, что прогулка с ребёнком нужна только для того, чтобы вывести малыша на свежий воздух? - читайте статью обязательно!
Необходимость постоянного одевания и раздевания в детском саду быстро развивает в детях самостоятельность
Должна сказать, что, несмотря на прописанные здесь целые 10 пунктов методики одевания, в действительности всё происходит довольно быстро, поскольку дети прекрасно обучаемы, и быстро становятся самостоятельными!
Одеваться/раздеваться детям приходится ещё и до, и после "тихого часа".
Эта статья также поможет воспитателям научить детей одеваться:
В завершение хочу привести ещё один комментарий, который показывает – как быстро развивается самостоятельность у детей, посещающих детский сад:
«Наблюдаю сейчас за внучкой: ленится сама одеваться, есть. Нам легче это сделать самим. А приходим в садик, и откуда умение берётся, да так быстро переодевается, вещи складывает. В этом заслуга воспитателей.»
Я бы то же самое могла подтвердить, наблюдая за собственным внуком. Он также не хотел сам ни одеваться, ни есть.
А как пошел в 3 года в детский сад – и сразу стал и есть, и одеваться самостоятельно. Правда, дома кашу не ест по-прежнему.)))
При этом, говорит: «Это я только дома кашу не ем, а в садике – ем». Но это уже другое – это его маленькие хитрости.)))
_______
А Вы в курсе - как воспитатели одевают сразу 25-30 детей на прогулку зимой?
P.S. от 02.02.2021 . В статье я описала опыт, наработанный в ясельной группе, который почему-то показался многим комментаторам подходящим лишь для 5-6 летних детей.
Поэтому размещаю здесь:
"Показатели нормы овладения навыками самообслуживания детей раннего возраста"(взяла из Интернета)
1 год – 1 год 3 месяца:
уверенно держит в руках чашку, понемногу пьет из неё;
обхватывает ложку в кулачок, набирает густую пищу, подносит её ко рту, ест (взрослый помогает другой ложкой);
подаёт одежду во время одевания;
начинает проситься на горшок;
старается вытереться после умывания.
1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев:
держит ложку более увереннее, может, есть жидкую пищу;
самостоятельно берет со стола кружку, пьет и возвращает на место;
замечает загрязнение вещей на себе, просит переодеть его;
сообщает о своих физиологических потребностях;
спокойно и тщательно моет руки и лицо;
переносит на игрушки, усвоенные бытовые навыки.
1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:
ест ложкой любую пищу;
соблюдает правила поведения за столом: ест аккуратно, пользуется салфеткой;
интересуется своей одеждой, радуется новой;
умеет снимать и надевать шапку, носки, обувь;
обращает внимание на грязные руки и лицо;
заранее сообщает о своих физиологических потребностях;
знает место хранения игрушек и одежды, может частично убирать все по своим местам.
1 год 9 мес. - 2 года:
самостоятелен во многих бытовых ситуациях;
усваивает что перед едой нужно мыть руки и вытирать, что делает очень тщательно;
ест аккуратно;
может самостоятельно одеваться и частично раздеваться;
знает место расположения игрушек, одежды и посуды, может вернуть эти предметы на свои места;
четко контролирует физиологические потребности;
любит наряжаться в разные наряды, любуется собой.
В 3 года ребенок способен овладеть такими навыками самообслуживания как:
самостоятельный прием пищи;
помощь в уборке со стола;
сам пьет из разных сосудов;
пользуется вилкой и ложкой;
моет руки с мылом и вытирает полотенцем;
чистит зубы под присмотром;
в силах сам воспользоваться туалетом;
надевает одежду и обувь (умеет застёгивать пуговицы, молнии, кнопки)."
___________________________________________________________________
P.S. от 20.01. 2021 Вот ответ на один из самых частых (и, добавлю от себя, - спорных!) вопросов о СанПине.
"Имеет ли право администрация садика требовать разуваться или надевать бахилы при входе в садик?"
"Такого требования в СанПиНе нет.
Детский сад не является лечебным учреждением, где принципиально важно соблюдение абсолютной чистоты и стерильности.Потому нет необходимости снимать обувь при входе в здание. Каждая групповая ячейка спланирована таким образом, что игровые и спальные помещения остаются чистыми, если дети переодеваются и переобуваются в свой раздевалке.
Подобные требования администрации детского сада исходят из желания сэкономить на уборке помещений и, к сожалению, не учитывают интересов и удобства детей."
________________________________________________________________
P.P.S. от 30.01.2021. Размещаю в статье комментарий одной из читательниц, которая, работая воспитателем, довела процесс одевания детей на прогулку до совершенства. Просто добавить нечего.
Ольга Науменко
Да вот так и одеваем детей, как Вы описали:
1. Четкий алгоритм последовательности (и мнемотаблица на видном месте, чтобы и родители придерживались того же порядка надевания вещей).
2. Вещи из шкафчика достаются в этой последовательности (достал - надел, потом следующий предмет, а не вываливается весь ворох). В шкафу порядок: то, что надевается выше пояса - на верхней полке, то, что ниже пояса (штаны, колготки) - на нижней. Когда вернулись с прогулки, все в обратном порядке: снял, сложил, убрал в шкаф - и так поочередно каждую вещь. То, что нуждается в просушке, кладется детьми в определенное место, а оттуда няня всё потом берет и развешивает.
3. Минимум перемещений по раздевалке - каждый ребенок садится только на свое, ближайшее к его шкафчику, место и не ходит по раздевалке без необходимости. Воспитатель и няня находятся в противоположных концах раздевалки, которая условно разделена пополам и каждый ребенок знает, к кому он подходит за помощью (это уже со средней группы, более младшие дети сидят на банкетках, мы сами переходим от одного к другому).
4. Одновременность действий детей (никто не надевает шапку, пока не обуты ВСЕ).
5. Никаких "лишних" разговоров, они очень отвлекают детей от сосредоточенности на самом процессе одевания - "Мы оденемся и потом поговорим на улице". В раздевалке можно только негромко попросить воспитателя о помощи.
6. Самое главное - МАКСИМУМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ в любой возрастной группе! Перед выходом в раздевалку повторяем хором, как мантру: "Всё, что можешь - делай сам!" Здорово помогает )))))
Приучить к этим правилам не очень легко (особенно родителей, и особенно к последнему пункту 😒), зато потом сборы на прогулку не доставляют никаких проблем.
И, конечно, потайное местечко, где у няни лежит "НЗ" шарфиков и варежек, чтобы воспитатель не снимал с себя))).
А у Вас есть секреты быстрого одевания дошкольников дома или в детском саду?
Эти статьи также могут быть полезны для вас: