Найти тему

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ФИЛЬМЕ МОЛОДАЯ ЖЕНА


.

.

Из последних фильмов понравилась старая советская мелодрама Молодая жена (картина 1978 года). Фильм не шедевриальный, просто хороший для тех и теперешних лет. Глядя эти старые картины, открываешь истоки, от которых тянутся современные фильмы или сериалы о деревне, с той разницей, что этот фильм во всех отношениях лучше, подлиннее по психологии (которая в современных фильмах наиграннее), по русским архетипам и советским типам людей . Не смотря на легкое радужное начало, фильм острый и тревожный. Подобно тому как в фильме меняется природа во временах года, меняется и отношение к главному герою Алексею, за которого вышла замуж девушка назло предавшему ее жениху Володе, вернувшемуся из армии с другой женщиной, которой он увлекся в армии. Девушка вышла замуж за него потому, что устала от жалости подруг, и соседей, не смотря на разницу в возрасте. Удивительно, что не смотря на разницу в возрасте, они похожи , даже лицами . Но это сходство узнается не сразу, а лишь по ходу развития картины.


ВКРАТЦЕ ГОВОРЯ О СЮЖЕТЕ И ИДЕЕ КАРТИНЫ

.

.

В чем состоит это сходство? Оба (Маня и Алексей) довольно замкнутые, оба с характером, оба готовы идти на крайности, и не находить золотую середину. Отношения меж супругами, разумеется не клеятся. Алексей очень любит Маню, но она его нет , хотя и привязана к его дочери от предыдущей жены. Поначалу, Алексей кажется эгоистичным, и черствым, но когда крупным планом открывается его одиночество , (вместе с его лицом) возникает иной свет, а с ним рождается и иной взгляд., особенно в кадрах, в которых он наконец открывает любовь к своей дочери - от предыдущей жены, может быть потому, что ее любит его новая жена Маня, не смотря на то, что дочь ей неродная. Но вначале она и отцу - как не родная. Но любовь Мани в конце концов передается и ему. Это на мой взгляд, и является главной идеей картины, по мотивам рассказа Ирины Велембовской «За каменной стеной» из сборника «Дела семейные». В картине угадывается, что сценарий написан женщиной, ибо это чисто женский взгляд на отношения, однако, не лишенный своей жизненной мудрости, и психологического реализма.




ПОЧЕМУ ПАФОС И МОРАЛИЗМ ДУРНЫ И ОЧЕНЬ ОПАСНЫ

.


.

Что по настоящему портит произведение искусства, это пафос и морализм. Что такое пафос? Пафос, это когда у человека эмоций больше чем смысла, (невыговариваемость которого, он восполняет пеной у рта), когда человека заносит на поворотах его сознания, как пьяного Ипполита из фильма Ирония Судьбы, когда человек плохо владеет собой, когда предмет речи завладевает им, настолько, что сам человек уже не владеет собой. Морализм же , не просто плох а опасен, и даже греховен тем, что он дает соблазн поступить наоборот. Плохо и аморально изменять супругу, вот пойду и изменю. Плохо красть, а я пойду и украду. Потому мудрый Христос и говорил притчами о самом важном. Закон можно переступить, но нельзя переступить через любовь, через образ, или через силу святого или нравственного примера. Кто бы переступил через образ любимой бабушки? Фильм молодая жена (1978года) тем и замечателен, что в нем нет, ни пафоса, ни морали. Одни примеры и образы. Благодаря таким старым фильмам человек и вправду улучшается. Уметь избежать пафоса и морализма и есть - признак высокой культуры.

-2




ЗАВЕРШАЯ ЭТОТ НЕБОЛЬШОЙ ОЧЕРК О МЕЛОДРАМЕ

.

.

Все таки, герой познается в истории, что можно сказать и об Алексее. Мудра и мать девушки. Одна ее фраза, что даже по любви с мужиком жить нелегко, а без любви еще труднее, что стоит. А еще, "ты подожди, дочь, за две недели и щенка не приручишь". Даже специально запоминать не нужно, такие слова не забываются. Народная мудрость - мудрость жизненная, ибо она от опыта. А все, что не от опыта, а только от ума, не жизненно, и потому не народно. На самом деле, фильм не похож ни на притчу, ни даже на рассказ, напоминая скорее психологическую зарисовку, и даже если бы, конец фильма ограничился кадрами одинокого Алексея с дочерью выходящего из автобуса , без встретившей его жены (что было бы наверное правдивее) , фильм ничего бы не потерял. Но и у любви есть своя правда. Иногда она сильнее правды одиночества, не смотря на то, что правда одиночества - глубже и достовернее. Однако, только достоверностью одиночества - и обретается рай любви. А если не обретается, то хотя бы, узнается, и открывается.

-3

*


P. S.

Продолжаемся ли в детях мы сами, или в детях продолжается лишь то , что утратили мы и вновь обрели в детях? В детях продолжается прежде всего жизнь. Но только в любви - она в нас узнает себя.