Николая Евграфовича Пестова его почитатели называли «подвижником земли Русской» — и это высокое именование не было преувеличением. Он был и остается духовным руководителем и проповедником и в жизни, и в своих книгах, в которых опыт святых отцов пережит через катастрофы и искушения XX века.
В детстве и юности Николая Евграфовича воспитывали в гуманистическом духе, прививая ему уважение к добру, справедливости, талантливости, учености, но не к идеалам христианской веры. Это и привело к тому, что в годы революции, придя после демобилизации из царской армии для регистрации в нижегородский комиссариат, Пестов не отказался от предложенной ему работы во Всевобуче, а впоследствии от звания военного комиссара. Об этом периоде своей жизни Николай Евграфович писал так: «Вспоминать всё это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Всё это было при отсутствии у меня христианской веры». В эти годы Пестов даже дружески сблизился с Л. Троцким, сопровождая его в инспекционной поездке по военным частям разных городов Приуралья. В Екатеринбурге председатель Реввоенсовета Советской республики сделал на подаренной книге надпись: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».
Были в архиве Н.Е. Пестова и фотографии, на которых он был запечатлен со своим «другом». А ведь юность Николая Евграфовича была ознаменована общением с государем Николаем II, не раз он встречался и с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. И вот на месте их мученической кончины он шел путем «сынов проклятья».
Обращение и покаяние Николая Евграфовича было ответом на призыв Божий. В 1921 году, после трех лет службы в Красной армии, «Господь вошел в сердце, и с тех пор, что бы я ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».
Свершилось это чудо в сонном видении, которое сам Н.Е. Пестов описывает так: «Какое-то полутемное обширное подземелье… И вот у входа появляется светящаяся фигура Христа… Проходя мимо меня, Он обернулся и посмотрел на меня. Во взоре была необычайная серьезность, глубина, проникновенность и строгость: не только всепрощающая сила и величие, но огонь могущества, святости и бесконечно-снисходящая любовь… Я падаю на колени и кланяюсь Ему до земли… Я проснулся мгновенно… что же произошло? Я — комиссар, и вдруг — Христос? Почему? Зачем? Полное смятение всех чувств… И сжигающая сознание огненная мысль: "Ведь я грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня — грязь, порок и кровь…" И взгляд Христа…»
Николай Евграфович ревностно откликнулся на Божий зов — в июле 1921 года он уволился из рядов РККА и вышел из партии, переехал в Москву.
В Москве Н. Пестов стал студентом Высшего технического училища. В начале 1920-х гг., в ответ на начало «наступления на религию», в Москве возникло множество просветительских религиозных кружков. Был такой кружок и в МВТУ. Когда студент Пестов попал впервые на лекцию В.Ф. Марциковского «Жил ли Христос?», с ним произошел окончательный внутренний перелом. «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Жестокий спазм сдавил мне горло, из глаз лились обильные слезы… Этот вечер стал поворотным в моей жизни. С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь».
Христианский кружок сблизил Николая Евграфовича с Зоей Вениаминовной Бездетновой, и в 1923 году они обвенчались. На свадьбе родственники спрашивали: «Ну можно ли в наше время быть верующим?» — «Да, можно! Мы верим и готовы умереть за Христа!» Но Господь сохранил своих верных служителей от смерти. Им пришлось пережить аресты и другие испытания, выпадавшие на долю христиан в годы борьбы с религией. Николай Евграфович многие годы работал в Инженерно-экономическом институте, был профессором химии. Воспитал два поколения истинных христиан. Постоянно ходил в церковь, не боялся у себя дома собирать людей на тайные богослужения и беседы. Скончался Н.Е. Пестов 19 января 1982 года в Москве на девяностом году жизни.