Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Что значит мост "с ездой по верху" и "с ездой по низу"? Разберёмся в устройстве и особенностях конструкции жд мостов

Железнодорожные мосты без сомнения являются одними из самых интересных и зрелищных на мой взгляд искусственных сооружений на жд линиях, невольно притягивающие к себе со стороны взгляды и внимание, особенно в момент проследования по ним поезда. Вы согласны со мной?

Железнодорожный мост с каменными опорами через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
Железнодорожный мост с каменными опорами через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев

Но мало кто задумывается сколько о том, сколько же сил, труда и инженерной научной мысли вложено строителями в эти жизненно необходимые для железнодорожной инфраструктуры сооружения. А ведь за каждым из них кроется целая история основательной и кропотливой работы, которая начинается с инженерно-геологических изысканий. Стоит ли Вам говорить о том, как тяжелы всегда изыскания в ещё совсем неосвоенной, первобытной и грозной для человека местности?

Пригородный поезд №6692 сообщением Осташков-Бологое с тепловозом ТЭП70 следует по мосту в лесной глуши на 97 км заповедной Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6692 сообщением Осташков-Бологое с тепловозом ТЭП70 следует по мосту в лесной глуши на 97 км заповедной Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
"В сущности, инженер-изыскатель в какой-нибудь таёжной местности — это настоящий путешественник-первопроходец. Изыскатели не останавливались ни перед чем, даже перед риском для жизни, зная, что их ждут гиблые места. Не давая себе ни сна, ни отдыха, ни пощады, прошли они через таежные буреломы, обходили топкие болота по пояс в мутной воде, сплавлялись по рекам вдоль линии будущей трассы".
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"

Далее в будущем, все озвученные тяготы и испытания, уже ложились непосредственно на плечи простых рабочих из строительной артели, дружно запевавших известную "Дубинушку".

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зелёная, сама пойдёт!
Подёрнем, подёрнем,
Да ухнем!
Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Заготовка свай и камня на месте будущего жд моста у деревни В. Рудины (Тверская губерния). Фото из личного архива автора канала
Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Заготовка свай и камня на месте будущего жд моста у деревни В. Рудины (Тверская губерния). Фото из личного архива автора канала

Основные элементами железнодорожного моста служат опоры и пролётные строения. Различают опоры: береговые (устои) и промежуточные (быки).

Жд мост через реку Волга в посёлке Пено с береговыми и промежуточными опорами. Фото: Алексей Вульфов
Жд мост через реку Волга в посёлке Пено с береговыми и промежуточными опорами. Фото: Алексей Вульфов

Каждая опора воспринимает нагрузку от веса пролётных строений, нагрузки от подвижного состава, проходящих по ним поездов, от давления ветра, льда, и т.д.

Береговые опоры (устои) жд моста через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
Береговые опоры (устои) жд моста через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев

Кроме того, на устои действует вес железнодорожной насыпи подходов к мосту.

Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.
Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.

Опоры мостов имеют фундамент с надфундаментной частью.

Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.
Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.

Фундаменты возводят с опиранием непосредственно на грунт или, если грунт ненадёжен, на специальное искусственное основание, с предварительной забивкой свай в кессон.

Забивка свай в кессон для будущих опор (устоев) жд моста. Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Фото из личного архива автора канала
Забивка свай в кессон для будущих опор (устоев) жд моста. Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Фото из личного архива автора канала
Кессон от французского caisson — ящик, ограждающая оболочка в виде опрокинутого вверх дном толстостенного ящика, образующая в водонасыщенных грунтах (или в воде свободную) от воды замкнутую камеру.
Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.
Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.

По характеру работы пролётных строений и опор, т.е. в зависимости от статической схемы, различают балочные, рамные, арочные, висячие и комбинированные системы мостов. Наибольшее распространение имеют балочные системы мостов (балочные мосты), в которых пролётные строения в виде сплошных балок или сквозных решётчатых ферм свободно установлены на опорные части, через которые все вертикальные нагрузки передаются на опоры моста.

Бригада клепальщиков за работой. Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Фото из личного архива автора канала
Бригада клепальщиков за работой. Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Фото из личного архива автора канала

Пролётные строения имеют главные несущие элементы в виде балок сплошного сечения, сквозных ферм или комбинированных конструкций.

Бригада строителей на собрании на жд мосту. Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Фото из личного архива автора канала
Бригада строителей на собрании на жд мосту. Строительство Бологое-Полоцкой линии 1902г. Фото из личного архива автора канала

На основных несущих элементах железнодорожного моста (опорах и пролётных строениях) располагается конструкция проезжей части — мостовое полотно.

Железнодорожный мост через протоку селижаровского плёса озера Селигер и мостовое полотно. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
Железнодорожный мост через протоку селижаровского плёса озера Селигер и мостовое полотно. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев

Главные несущие элементы объединяют связями, обеспечивающими устойчивость и поперечную жёсткость пролётного строения. Все размеры моста и его элементов устанавливают в процессе проектирования с учётом особенностей местных условий (инженерно-геологических, гидрологических и судоходных), выявленных в процессе проектных изысканий, а также на основе требований по интенсивности движения на линии не только в момент проектирования, но и в более далёкой перспективе, соответствующей сроку службы моста. В связи с этим различают железнодорожные мосты, которые имеют пролётные строения "с ездой по низу" и "с ездою по верху".

Железнодорожный мост "с ездой по низу" через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
Железнодорожный мост "с ездой по низу" через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев

Мост с ездой по низу — мост, у которого проезжая часть (мостовое полотно) расположена вдоль низа пролётных строений.

Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.
Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.

Мост с ездой по верху — мост, у которого проезжая часть (мостовое полотно) расположена сверху пролётного строения.

Железнодорожный мост "с ездой по верху" через речку Ладыженка. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
Железнодорожный мост "с ездой по верху" через речку Ладыженка. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога (участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд). Фото: Алексей Алексеев
Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.
Из альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкая жд. 1902-1906 гг.

У мостового пролёта с "ездой по верху" силовая конструкция фермы работает на растяжение, а у пролёта "с ездой по низу" конструкция работает на сжатие. Применяются разные методики расчётов. Когда нужен габарит для прохода под мостами судов, то делают "езду по низу". Когда габарит не нужен, то "по верху". В этом случае стоимость фермы консоли выходит несколько дешевле, а монтаж и обслуживание её несколько проще.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram