Столкновение на Тенерифе называют крупнейшей авиакатастрофой ХХ века.
Трагедия, случилась на Канарских островах 27 марта 1977 года.
Столкновение произошло на взлетно-посадочной полосе, в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе.
Два самых современных и больших самолёта, того времени, сразу два Boeing 747 унесли жизни 583 пассажиров.
Суть в том, что ни тот, ни другой лайнер, не должны были приземлятся в этом аэропорту.
Они должны были лететь на один из крупнейших островов Гран-Канарии.
Но в тот день, в цветочном магазине в терминале аэропорта Гран-Канария, прогремел взрыв.
Это был теракт, в котором пострадал один человек. А вскоре, после взрыва, в полицию поступил звонок, с сообщением о второй бомбе, заложенной в терминале.
Весь персонал аэропорта и все пассажиры, в срочном порядке, были эвакуированы.
Соответсвенно, аэропорт не мог временно принимать новые рейсы.
Их перенаправляли на соседний остров Тенерифе, в аэропорт Лос-Родео, где и произошла трагедия.
Среди рейсов, отправленных в Лос-Родео, были два переполненных боинга.
Один из Амстердама а/к KLM, на борту было 14 членов экипажа и 235 пассажиров.
Второй из Лос-Анджелеса а/к Pan American, на борту было 396 пассажиров.
Один из самых опытных летчиков а/к KLM
Якоб ван Зантен был ещё и лицом авиакомпании, в которой работал.
Было заметно, что ван Зантен торопился вернуться в Амстердам, т.к незапланированная посадка на соседний остров и дозаправка затянулись на долгих 4 часа.
Это не входило в планы пилота. Заправка длилась на 35 мин дольше. И за это время погода в Лос-Родео испортилась.
На аэропорт опустился густой туман.
По соседству с Взлётно-посадочной полосой, располагается магистрально-рулёжная дорожка, которая была, по-прежнему, заставлена самолетами.
Боинг 747 а/к Pan Am, получил указание рулить по взлётной полосе до третьего съезда и свернуть там на магистрально-рулёжную дорожку, т.к там было свободное место от других самолётов.
Чтобы было понятно наглядно, смотрим на схему аэропорта.
Боингу KLM уже не терпится взлететь. Он занял положение для разгона на ВПП. И ждал лишь разрешения диспетчера на взлёт.
После того, как KLM занял исходное положение и доложил об этом диспетчеру.
Тот ответил «ОК, будьте готовы к взлёту, я вас вызову».
Но в этот же момент в рацию начал говорить командир боинга а/к Pan Am, и сообщил «мы всё ещё следуем по полосе».
Из-за одновременного использования радиосвязи, командир KLM услышал только «ОК» и принял эту команду, как разрешение на взлёт.
Двигатели были переведены во взлётный режим и до страшной катастрофы оставалось 14 секунд.
Американцы увидели огни, приближающегося к ним Голландца и даже попытались свернуть влево на газон, но было поздно.
Командир Голландцев , заметил Американцев на 6 секунд позже.
Он попытался, как можно быстрее, оторваться от ВПП.
И возможно, катастрофу удалось бы избежать. Но самолёт был очень тяжелым из-за полной дозаправки.
40 тонн топлива были лишними...
Два гиганта столкнулись на ВПП.
KLM зацепил нижней частью двигателя и шасси Боинг Pan Am. Пролетел ещё примерно 150 метров, проскользил 300м, рухнул на землю и загорелся. Погибли все.
Боингу Американцев повезло больше.
61 человек уцелел в этой ужасной авиакатастрофе.
Из-за густого тумана, аварийные службы аэропорта не сразу поняли, что столкнулись два Боинга. И некоторое время тушили только Американцев.
Основной причиной это страшной трагедии была названа - ошибка голландского капитана.
Из-за его спешки покинуть Тенерифе и уложиться в сроки выполнения рейса - были допущены ошибки, которые привели к гибели большого количество людей.