Человек так устроен, что память у него очень короткая. Сегодня в беседах со своими сверстниками я часто ловлю себя на мысли, что зачастую рассказывают истории, якобы из своей жизни в далёкие, так называемые советские времена, которые были просто невозможны, и одновременно напрочь забыли факты из которых складывалась та реальность. Что бы не перегружать читателя, приведу один пример - талоны. Если задать вопрос: "Когда появились талоны на продукты (не считая военных и послевоенных лет)?", то обычный ответ звучит так: "При Горбачёве" или "В 90-е". И мало кто помнит, что и в 70-е годы во многих городах (не во всех), включая и мой родной Новосибирск, сливочное масло, колбасу, мясо можно было купить только по карточкам (талонам, приглашениям, заказам - называйте как хотите). У меня к сожалению этих талончиков не сохранилось, поэтому пришлось воспользоваться картинками из интернета - полистайте галерею, посмотрите географию городов. Это я быстренько за пять минут насобирал.
Вопросы касаемо бензина здесь не исключение. Что помнят люди жившие в те теперь далёкие времена осознанной жизнью? Чаще всего слышишь такие рассуждения, мол раньше всё было дешевле, бензин стоил дешевле газировки, и небо было голубее, и трава зеленее. Ну да, газвода стоила дороже бензина. Ниже небольшая подборка этикеток с ценой, но с учётом того, что тара была 0,5 литра цену конечно надо умножать на 2.
Самая дешёвая газировка была на розлив.
В "автоматах" (не путать с АК-47) стакан (0,2 литра) можно было получить за 3 копейки, а без сиропа за 1 или как говорил один из классиков юмора "за удар кулаком по автомату".
А что бензин?
За десять лет подорожание на 1-2 копейки можно считать незначительным. Не буду нагружать вас цифрами - дорого это было или нет для простого труженика - их полно в разных источниках, выскажу свои ощущения. Никто никогда не жаловался, что "овёс нынче дорог". Конечно автопарк частников был не сравним по количеству с нынешним, но в принципе купить автомобиль могла практически каждая семья, могу пояснить на личном примере. Когда у нас возникло непреодолимое желание стать владельцами собственного авто - я сел за руль автобуса и всю зарплату переводил на сберегательную книжку, жили на доходы жены и на помощь родителей (у нас была совместная дача и они так же мечтали о своём автомобиле), результат - менее чем через три года у отца в гараже стояли почти новые "Жигули" 6-й модели.
Но вернёмся к теме, заявленной в заголовке статьи. Тут надо вспомнить, а на каких принципах функционировала экономика Советского Союза? Согласно Статьи 6 конституции от 1936 года:
Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт,
банки, средства связи, организованные государством крупные
сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Общенародным достоянием надо как-то распоряжаться, не транжирить, а приумножать.
Три кита экономики Страны Советов.
Многие, кто жил и работал в те уже далёкие времена, считают, что экономикой СССР руководил Совет Министров. Это конечно так, но мало кто помнит, или мало кто знает, что китом (или черепахой) социалистической экономики был Госплан:
Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) — государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.
А вот уже на нём стояли три слона (в разные времена они именовались по разному): Госсна́б СССР (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), Госкомцен СССР и Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Вот от этих трёх слонов и черепахи и зависело что сколько стоит, кто сколько получает и что куда поедет.
Главная (или одна из главных) фишка была в том, что цена устанавливалась на конечный продукт или изделие и в неё не входила стоимость сырья или промежуточных полуфабрикатов - их просто никто не устанавливал. Наверное молодёжи, выросшей в "рыночной" среде трудно понять такой принцип ценообразования, попробую разъяснить на примере (насколько это возможно). Вы держите коров и у вас достаточно земли, чтобы их прокормить (для упрощения допустим, что коровы питаются только травой и сеном). Сколько будет стоить на вашем столе молоко, масло, мясо, творог, сметана, сыр? Вроде простой вопрос, а попробуйте подсчитать. А есть ли необходимость в этих подсчётах? Вы же делаете всё это силами своей семьи. Получается, что если вы используете свои сырьё и трудовые ресурсы, то конечный продукт для вас ничего не стоит.
Примерно по такому принципу и жила экономика тех лет: всё сырьё, все средства производства - всенародное достояние, говоря современным языком - одно "юрлицо", один хозяин, и потребитель он же, и как продать самому себе? Вот и перекладывали деньги из правого кармана брюк в левый карман пиджака, а потом в обратном порядке.
Не знаю насколько внятно получилось - если есть возражения - возражайте, если есть замечания - замечайте.