Когда я купил усадьбу в х. Дорошовка , в 1986 г., в ней стояла маленькая хижка построенная до революции. Хижка на две комнаты , с толстыми каменными стенами и маленькими окнами. Пол был вровень с землёй, а потолка спокойно касался рукой. Мой участок , 22 сотки, был частью , когда - то большой усадьбы казаков Кравцовых. Её разделили на три части - средняя часть досталась бабе Вере Кравцовой, слева её брату, а справа пришлым людям - казакам ст. Луганская Гнединым. Я сразу стал строить курень - для того я усадьбу и куплял. Построил его за два года. Супратив мине жили старики Жарковы - Степан Александрович ( 1901 г. р. ) и его жена баба Маша ( 1902 г. р. ). ,, Степан Александрович, а вы в Гражданскую воевали , и за каво? " ,, Ваивал и за белых, и за красных. До Новороссийска отступали с белыми. В Новороссийске ахвицеры пагрузились на параходы и приближенные к ним казаки, а мы шлындаимси как беспризорники.
Приходють красные. У нас кителя английские, начали нас раздевать , примерять на себя, а нам свои гимнастерки. А ежели китель не подошёл - разрезають на полосы - на адивай. Ходили как абарванцы. Построили нас , кокарды сняли , дали звезды на хуражки. Дали коня, тольки не маво, а другова и погнали нас по Украине банды ганять." ,, А какой станицы - успрашали ?" ,, Успрашали, я сказал Митякинской". ,, Почему ?" ,, Да у нас у Гундоровской восстание было' , да мы слыхали шо гундоровцев у плен не бируть". Сюда они переехали из х. Плотины , что за Донцом ( гунд. ) в 1954 году. ,, Степан Александрович, а ты жену бил ?" ,, Нет, ни разу ". ,, Баба Маша, вас муж хучь раз вдарил ?" ,, Нет ни разу" ,, Степан Александрович, а первую жену бил ?" ,, Да, было' " ,, А как же ?" ,, Подарили нам на свадьбу овечку. Она и гутарить ,, поехали к моим заберем овечку". Я ей :,, У субботу едем к ним , заадно и забирем". Она :,, Нет едем сейчас''.Я ей :,, Вечер на дворе, куды ж мы паедим?" ,, Нет паехали!" ,, Да у мине и лошади распряженые, пакедыва запрягу и темень". ,, А я сказала запрягай !" ,, Ну я двинул ей па кумгану, улитела в ясли". С ними жили сын с невесткой и две внучки. Сын , Коля, увлекался выпивкой, в отличие от отца. А жена подсыпала ему порошка против пьянства. И он хварал и потом долго не бухал. Однажды потерял сознание . Его привезли в больницу и там он умер. Почему? Отчего? - тайна. Шептались что от порошка против пьянки. Было Коле 42 года. Невестка жила с родителями. Пока были живы старики - двор и дом были в порядке. Как стариков не стало все покосилось, покривилось. Невестка уехала жить в гостинку а двор забросила. Поселила туда цыгын. Цыганенок с отцом пасли макарьевское стадо за речкой, а цыгынка с дочкой - наше дорошовское. Тогда в Дорошевке было 80 - 90 коров. Пацаненок украл у ребят телефон. Те хотели его побить, он убежал в Новочеркасск. Некоторые жители , интернациональные, забегались, задружились. Я сказал , что хороших цыган не бываить. Мы и соседи справа никаких с неми контактов не имели и не здоровались, а жена изредка с неми поругивалась. А соседка слева - то медком подкармливала, то машинку швейную им дала - занавесочки подшить. И машинка ушла с концами. Однажды вечером цыгане собрали лахуны и дали деру. А утром приехала милиция их забирать. И у нас распрашивали:,, Где эти козлы ! ? Вы не знаете, может у них родственники есть?" А они были в розыске за торговлю наркотиками. По хутора прошол слух , что Жуковы цыган выгнали. Неправда, но приятно. Но вернумся к Жарковым :,, Юра, чиво й та насос не включаица, ты бы паглидел ". Я пошёл, запустил насос, сели трошки пагутарили:,, Скачиш бывалыча, усе в тибе закаминеить, глядь рядом хто й сь кавырнулси". ,, Пришли красные, а я хворым придурилси. А ночью на коня и к нашим".
В разговор встряла баба Маша :,, А мы , девками, залезем на крышу и глидим хто идеть - красные, чи наши." Когда старик вспоминал о Гражданской войне глаза его лучились весёлой хитринкой. ,, Ну а как Отечественная война ?" ,, Энта война страшная. Посадили нас на коней 300 человек и пустили на танки. В живых осталось 14 человек. Перевели меня в пехоту. Так в пехоте и ваивал до 1944 года". Ну а как вы ваивали?" ,, Налетим, их побивали, налитять - мы наутек. Папирьвах ишли на Воронеж, апасля аткатились на Кубань. Мы молодежь, нас старики прижаливали - какой с нас спрос? Пришли на Кубань - у кажнай хате лижать хворые. Вот такенные сурлы ! ( показывает руками ) У каво рука забинтована, у каво гача, то кумган абмотаный. Поехали на речку купаца, рассупонили коней, разделись. А тут зелёные едуть:,, Братцы, переходите на нашу сторону. Мы ни за белых, ни за красных..." Тут сотник как заареть:,, Молчать! Вперёд, за мной !" схватил пистолет и поскакал к зелёным. Мы голые, кони рассупоненные - стоим глидим. Сотник падлител к ним , начал ругапься и пистолетом махать. Те посмеялись и поехали дальше." Как то на Успение приехали ко мне семеро казаков из Краснодона. Это бывший гунд. х. Сорокин. Пригласили за стол Степана Александровича.
Один казак стал на колено и поцеловал руку старику. Тот засмущался. Налили в стопки водку. Александрович выпил пол стопки и сидел молчал. Потом заговорил, все замолчали:,, Ни воровства не было' , ни замков. Ежели хто папалси - страшный срам. Вели па хутару и кажный иво налыгачем па гарбяке..." Старик встал:,, Ну , мине пора, простите братцы". Он ушёл, а на столе осталась недопитая пол рюмки водки. Вспомнились слова старика :,, Вызвали в военкомат 19 человек , назад нихто не вернулси. Куды делись - нихто не знаить". ,, Построили нас и командир успрашаить : ,, Хто за белых ваивал выйтить из строя''. Вышел один я , усе астались на месте. Он и гутарить :,, Один честный, а энти усе брешуть". Александрыч скажи , а дедовщина у вас была? ,, Да ты што! Ни боже мой! Мы же все друзья - товарищи."
Прадалжения следуить. Жуков Ю. Б.