Найти тему
Жить на два дома

Святочный рассказ о том, как Горбачев с Лигачевым чуть не подвели меня под статью

“Перестройку начали с рассветом”.

Я, еще в меру молодой, но уже очень опытный грузовой помощник. В 1980-м сменил Мурманскую компанию на Эстонскую. В новой компании флаг был еще красный, с орудиями труда. До официального закрытия СССР оставалось еще 6 лет. В этот знаменательный 85-й год я работал на судах серии “Ленинская Гвардия”.

Ходили мы по кругу из Таллина на 23 порта западной Африки: от Мавритании, на севере до Намибии, на юге. Не на все порты сразу конечно, но 8-9 было обязательно. Обратный груз был однообразным: бокситы, какао-бобы в мешках, огромные стволы красного дерева, доходившие весом до 11-12 тонн.

Стандартный круговой рейс туда – обратно длился около 4 месяцев. Бывали, конечно, и задержки на месяц – полтора, но это было в порядке вещей. Практически каждый Африканский порт есть столица этого государства. А раз столица, то в ней обязательно имеется посольство СССР, полное пламенных борцов за мир и социализм.

т/х Ленинская Гвардия выходит из Гамбурга
т/х Ленинская Гвардия выходит из Гамбурга

При каждом посольстве всегда имелся магазинчик , торгующий проверенными местными продуктами питания, продуктами, привезенными нами для посольства (большей частью консервы в железных банках) и алкоголем. На стороне покупать алкоголь настоятельно не рекомендовалось по 2 причинам: 1.Чтобы контролировать, кто сколько пьет и 2.Чтоб не отравились местным паленым, не дай Бог.

Возили мы спиртное для посольств каждый рейс. Рутинная процедура. Но в этот раз, как никогда, взяли в два твиндека около 40 тонн разного бухла в картонных коробках. В те годы перевозка “штучного груза высокой стоимости” в контейнерах не практиковалась. Может быть МИД пожадничал арендовать контейнера, но что сделали, то сделали. Принимали и расставляли огненную воду в твиндеки коробками.

Принял защитные меры, как сумел. Поучаствовал лично в составлении каргоплана портовскими, с учетом ротации точек выгрузки и остального принимаемого груза. Пригласил транспортную милицию надзирать за докерами. Кинули спиртное за 2 часа заставили деревянными ящиками и тюками, закрыли трюма, заварили лазы в трюма, чтоб у своих даже мысль не возникала. Пробежал по верху штабеля коробок перед закрытием. Ноги проваливались в пустые места. Где украли, когда успели? Неведомо.

Прошли Бискай, прекрасная майская погода. Политический помощник вешает на доску информации телетайпную ленту – распечатка тезисов очередного коммунистического пленума и его решения. Читаем: “О мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом”. Удивительно, но в тот раз внутренний голос ничего не сообщил.

А комиссар уже распалился, вешает на стену политинформацию, как “трудовые коллективы в едином порыве” одобряют и поддерживают решение и клянутся бороться с пьянством, до полного изнеможения. Вот уже и объявление повесил о внеочередном партийном собрании, с известной повесткой дня. И даже тогда меня внутренний голос не торкнул.

Первый порт выгрузки Банджул, страна Гамбия. Тому, кто сходу скажет, где она находится, вышлю четвертинку. Посольство СССР по численности превосходит правительство и парламент этой замечательной республики, вместе с охраной, секретарями, поварами и мухобойцами. Веселые, чернявые грузчики с песнями и танцами выгружают, что им положено.

Явились посольские за своим товаром. Это мы возьмем, это возьмем, а это не возьмем ! Потому, как недавно, на своем партсобрании, решили поддержать мудрое решение. “Но ведь это груз! Ваш, в ваш адрес!” Мы настаиваем. “И место он у нас занимает! Получите, а там, хоть пейте, хоть ноги мойте!” Отказываются и машут телеграммой от своего МИДовского начальства, разрешающую им не брать водку, коньяк, марочные вина и прочее и прочее.

Бросились докладывать своему начальству. Но что может противопоставить Мин.Мор.Флот. Министерству Иностранных Дел? Ничего, кроме матерных слов. А впереди у нас еще 5 портов выгрузки, 5 посольств в Гвинее, Конго, Бенине, Гане, Того. Запрашивать их наперед не стали, еще надеялись, “ а вдруг ?” Увы. Не вдруг и никак. Навалили в штаны трудовые коллективы.

И пошло веселье. В каждом порту надо перекидывать картонные коробки с алкоголем с места на место, туда, обратно. Невозможно уследить за 6 матросами и их добровольными помощниками из жаждущих членов экипажа. Негры тоже не дураки выпить на халяву, но больше чем выпить, украсть и тут же у борта перепродать таким же. А те тотчас бегут на припортовый базар и пошла бойкая торговля !

Сажали комиссара в трюм, чтоб своим большевистским видом противодействовал преступным мыслям членов экипажа. Членов экипажа ставил у лазов из трюмов, чтоб обыскивали грузчиков и отбирали уворованное, спрятанное в трусы и футболки. Думаете свои возвращали бутылки обратно в трюм? Правильно думаете.

Влетели с окончанием грузовых операций тонн примерно так на 6-7. Это я еще не проверял ящики, которые выглядели закрытыми. При разрешенном количестве 1% естественной убыли, 15% да еще преданного анафеме продукта, исчезнувшего за время “Африканского турне”, могли сыграть со мной очень злую шутку.

Весь обратный путь сочинял рапорта и объяснительные. Капитан писал свои, мне не показывал. Не порадовала даже двухсуточная стоянка в Лас-Пальмасе на Канарах. Какой тут к черту Лас-Пальмас, когда под статью могут запросто подвести. Спросят, где водка ? Что я им скажу, негры выпили ? А они мне ответят - Негры, выбравшие социалистический путь развития, после нашего пленума, водки больше не пьют.

Пришли в Таллинн. Так как привезли полный груз бревен красного дерева, встали на угольном терминале. Там складировали дерево. Позвонил домой, сказал, чтоб не ждали “до выяснения” и ко мне на судно, чтоб пока ни-ни. Пятница, вторая половина дня. Успел добежать до пароходства, рассказать ответственным начальникам о случившемся, о ситуации и спросил совета. Начальники пожалели, вошли в ситуацию и “ободрили”:

- У тебя времени до понедельника, попробуй закрыть вопрос, мы прикроем на минуточку глаза. Рапорта и объяснительные сдавать подожди. Одно тебе можем только пообещать, что тебя не посадят.

И на том спасибо ! Сделал звонки “лучшим людям”. Попросили перезвонить через полчаса. Через полчаса получил инструкции, взял в сумку лучшего коньяка и Московской особой (из трюма вестимо!) и пошел решать вопрос к авторитетному старшему стивидору угольного причала. Вся контрабанда Таллинского порта, в те славные годы, шла через него.

Сели, поговорили. Я ему о своих проблемах, он мне о своих. Обсудили перестройку, пленум, Горбачева, кооперативное движение, вопросы возможной эмиграции и договорились о плане действий на ближайшую ночь.

В 03 часа ночи или утра явилась доверенная бригада, выкинула на грузовые тележки все коробки и укатила их в неизвестном направлении. В 08.00 утра, на пересменку бригад, я получил акт выгрузки акцизного товара за подписями стивидора района, старшего тальмана, дежурного таможенника и отдельно акт зав. склада о приемке. Уложились в 1%. В понедельник официально отрапортовал, получил официально дежурный выговор, без занесения и ушел в отпуск, чтоб глаза мои больше не видели.

С Рождеством ! Подписывайтесь, Дорогие читатели! Я долго в море ходил. Впереди много интересного!