Найти в Дзене

Горький и Чехов: кто кого?

Оглавление
Иван Владимиров. В театре. Царская ложа. 1918 год
Иван Владимиров. В театре. Царская ложа. 1918 год

Два Московских художественных театра. Один, сохранивший в своём названии слово «академический», носит имя Горького. Другой - имя Чехова.

Чехов и Горький в саду ялтинского дома. 1900 год
Чехов и Горький в саду ялтинского дома. 1900 год

Что это: противостояние художественное, идейное? Два великих автора, которых в театре не просто привечали – прислушивались к их слову, ждали от них новых пьес. Два современника, шедших разными путями и встретившихся на одной сцене. Состязались ли они, кто станет влиять на умы, чей художественный метод победит?

Напрямую, конечно, нет. А заочно? Будем разбираться.

Кадр из фильма "гор Булычов и другие"
Кадр из фильма "гор Булычов и другие"

«Егор Булычов и другие» - очень страшная, полная точных деталей история человека, оказавшегося перед лицом смерти без всяких внутренних подпорок. Человека, преданного близкими. Человека без веры - и потому боящегося умирать. Пьеса, которая могла бы дать другое направление советской драматургии. Но в режиссёрском и зрительском сознании победил Чехов. По поводу чего стоит носить траур. А ведь мог бы быть совсем, совсем другой репертуарный театр.

Сцена из спектакля "Вишнёвый сад". Театр "Современник". Фото С. Петрова
Сцена из спектакля "Вишнёвый сад". Театр "Современник". Фото С. Петрова

Драматургия Антона Палыча акварельна, герои обрисованы воздушными мазками, повествование вытеснено подтекстом. Драматургия Горького (особенно «Булычов») социальна и событийна, речь героев прописана точно, предельно живо и лаконично - за одной-двумя фразами открывается характер. У Чехова, чтобы понять героя, надо десять, двадцать реплик прочесть, и то останется осадочек, что до самых глубин не добрался. Именно поэтому, как ни странно, Чехова легче ставить - любое режиссерское прочтение, произвол режиссёрский могут быть оправданы самим текстом (чудесный фильм «Успех» с Филатовым как раз об этом).

Чехов читает пьесу "Чайка" артистам. Москва. 1898 год
Чехов читает пьесу "Чайка" артистам. Москва. 1898 год

В советские времена Чехов и чеховщина позволяли говорить якобы о духовном, а на самом-то деле показывать кукиши власти, дававшей денег на постановку спектаклей. А Горького затолкали в книжный шкаф, как придумщика соцреализма и духовного крышевателя кровавого Сталина, вместо того, чтобы разбирать его новаторство в драматургии и его умение сочинять пьесы упругие и нескучные. Горький - это наш недооцененный Макдонах с реалиями начала двадцатого века.

Сцена из спектакля "Мещане".  Ленинградский академический Большой драматический театр имени Горького
Сцена из спектакля "Мещане". Ленинградский академический Большой драматический театр имени Горького

Драматургия Чехова - драматургия надстроек («Вишнёвый сад» - пьеса не о продаже вишнёвого сада, пьеса о горечи потерь, о тщетности надежд, о красоте заблуждений). Драматургия Горького - драматургия обстоятельств и выбора, драматургия с жёстким каркасом. От лени, от праздности, от неряшества душевного советский (а по наследству современный) театр ухватился за Чехова как за оправдание художественной необязательности: дескать, чистота помыслов прикроет сшитое вкривь и вкось. У немногих больших режиссёров получалось ставить добротно и даже с глубокой мыслью, сотни эпигонов по всей стране давили Чеховым - только не раба, а остатки самоуважения: как ты можешь чувствовать себя полноценным человеком, когда три сестры маются от серой мещанской жизни вокруг?

Чехов оказался очень удобной ширмой под названием «ещё раз про духовность» («духовность», разумеется, с большой буквы).

Чехов как интеллигент был боготворим городским образованным классом, потому как позволял возвыситься над слободой. Причём возвыситься без внутренней работы, без особых усилий и особых оснований - просто в силу наличия бородки, пенсне (очков) и неизбывной грусти во взоре. Да ещё благодаря готовности везде и всюду обличать кровавый режим «свинцовые мерзости жизни».