Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ВЕЧНЫЙ ЗОВ КИНЕМАТОГРАФА

Старшина Скорик в «Горячем снеге», чекист Яков Алейников в 19-серийной киноэпопее «Вечный зов», Алексей Терехов в «Молодой жене», комбат Павел Тихонов в кинодилогии «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу», полковник Баташов в фильме «У меня все нормально», генерал Лыков в «Парашютистах»... Таков неполный «послужной список» киноролей, которые исполнил актер Новосибирского государственного академического театра «Красный факел», лауреат государственных премий СССР и РСФСР, премии КГБ СССР и Золотой медали имени А. П. Довженко, народный артист России Владлен Бирюков. Всего на его счету три десятка художественных фильмов, более 70 театральных ролей.

Окончив в 1966 году Новосибирское государственное театральное училище, Владлен Егорович пять лет отработал в Новосибирском ТЮЗе, а с 1971 года и до последних дней жизни вся его актерская деятельность была неразрывно связана с «Красным факелом». За пределы Новосибирской области актер выезжал только на гастроли и съемки.

Во время одной из таких плановых гастролей в Уфе в 1973 году произошла случайная встреча молодого провинциального актера с московским режиссером Владимиром Краснопольским, летевшим транзитом к месту съемок своего нового фильма. Произошла задержка самолета, и Краснопольский, чтобы не терять даром времени, отправляется в «Красный факел» – смотреть спектакль «Валентин и Валентина», в котором в роли морского офицера Гусева был занят Владлен Бирюков. После спектакля они познакомились. Краснопольский уже видел актера в «Горячем снеге» и пригласил на пробы. Правда, не сказал, на какую роль. На следующий день, воспользовавшись «окном» в репертуаре, Владлен вылетел в село Дуван к месту съемок «Вечного зова». И хотя на роль Якова Алейникова пробовались такие популярные актеры, как Олег Стриженов, Станислав Любшин, Вадим Спиридонов, художественный совет «Мосфильма» отдал предпочтение малоизвестному сибиряку. Так и завертелось на десятилетие. Творческая группа работала в Башкортостане, на Южном Урале, в Подмосковье, на Западной Украине. Летал все эти годы на съемки во время отпусков и «окон» в репертуаре. Свой театр Владлен Егорович не подвел ни разу. Во время съемок приходилось самому, без дублеров, скакать верхом на лошади, спускаться вниз по отвесной скале, стрелять, делать другие головокружительные трюки...

В июне 1976 года на экранах центрального телевидения прошла премьера первых шести серий киноэпопеи «Вечный зов», принесшей актеру широчайшую известность. До сих пор помню, как в часы просмотра фильма пустовали улицы наших городов. После премьеры «Вечного зова» автор романа Анатолий Иванов писал: «Подлинным украшением фильма стало исполнение в нем роли Алейникова артистом «Красного факела» Владленом Бирюковым. Таким, да, именно таким я его и представлял, работая над романом. И миллионы зрителей у нас в стране и за рубежом представляют его теперь в таком облике и принимают именно таким – до конца честным, бескорыстным и чистым в помыслах, хотя приходилось ему совершать и ошибки на крутых и жестоких поворотах истории».
В июне 1976 года на экранах центрального телевидения прошла премьера первых шести серий киноэпопеи «Вечный зов», принесшей актеру широчайшую известность. До сих пор помню, как в часы просмотра фильма пустовали улицы наших городов. После премьеры «Вечного зова» автор романа Анатолий Иванов писал: «Подлинным украшением фильма стало исполнение в нем роли Алейникова артистом «Красного факела» Владленом Бирюковым. Таким, да, именно таким я его и представлял, работая над романом. И миллионы зрителей у нас в стране и за рубежом представляют его теперь в таком облике и принимают именно таким – до конца честным, бескорыстным и чистым в помыслах, хотя приходилось ему совершать и ошибки на крутых и жестоких поворотах истории».

Владлен Егорович рассказывал случай, происшедший в Белорецке во время съемок фильма:

– Петр Вельяминов, по фильму Кружилин, провожает меня на фронт. Приходит ко мне домой и приносит с собой пол-литра «белоголовки». Достаем огурец, выпиваем и ведем разговор на житейские темы. Дружеская сцена по сценарию. Снимается первый дубль. Вельяминов открывает бутылку, разливает по полному «маленковскому» стакану. По придумке он закусывает огурцом, а я рукавом шинели занюхиваю. Я чувствую, что это настоящая водка, а что делать, не прерывать же съемку из-за этого. Выпиваем, делаем все как надо. Дубль два – я уже знаю подставку, приготовился. Выпиваем. Вельяминов хрустит огурцом и нагло мне так в глаза заглядывает, издевается. На третьем дубле режиссер остановил съемку со словами: «Они же пьяные!». В картину вошел первый, относительно «трезвый» дубль.

Когда вышла на экраны вторая часть фильма, многие заметили расхождение с книгой в сцене гибели Алейникова: в оригинале его распилили, а в фильме –сожгли...

– Мы много спорили по этому поводу, – вспоминал Владлен Егорович. – Внимательные зрители наверняка даже отметили, что в кадре мелькнули и козлы, и пила. Но, как говорится, «ружье не выстрелило». Когда меня попробовали «распилить», жутко стало всей съемочной группе. Это сейчас на экране кровь реками бежит. А в то время мы просто не могли показать подобный ужас. И автор произведения, он же сценарист Анатолий Иванов, с нами согласился.

После выхода на экраны «Вечный зов» приобрел популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. В западный вариант, кстати, уже тогда вошло и то, чего не было в советском фильме. Многие сцены, связанные с репрессиями конца тридцатых годов, были тогда купированы! В нашей стране полную версию фильма показали только в 1999 году.

Однажды актер увидел себя по китайскому телевидению: его герой, естественно, говорил на китайском языке.

Когда он шел по улице, его узнавали прохожие, просили дать автограф, а продавцы на рынке старались вручить ему свой товар бесплатно. Он был желанным гостем среди людей в погонах. Его постоянно звали в Москву, Но он не хотел, не мог оставить свой родной город, родной театр «Красный факел», в котором сыграл много прекрасных ролей.
Когда он шел по улице, его узнавали прохожие, просили дать автограф, а продавцы на рынке старались вручить ему свой товар бесплатно. Он был желанным гостем среди людей в погонах. Его постоянно звали в Москву, Но он не хотел, не мог оставить свой родной город, родной театр «Красный факел», в котором сыграл много прекрасных ролей.

В начале 90-х годов кино для Владлена Егоровича закончилось. Оставался только театр, где в последние годы своей жизни он был задействован всего в двух спектаклях – играл Городничего в гоголевском «Ревизоре» и Чебутыкина в чеховских «Трех сестрах». Хотя приглашения на съемки в кино поступали не раз. Так, еще в начале 90-х годов режиссер Владимир Краснопольский приглашал его без проб на съемки в сериале «Ермак», где он должен был играть шута при Иване Грозном (Евгений Евстигнеев). По стечению обстоятельств актер приехать на съемки тогда не смог. Поступали и другие предложения. Но его месячной зарплаты не хватало даже на билет в одну сторону.

В 2000 году благодарные новосибирцы признали его «Гражданином ХХ века Новосибирской области». В марте 2002 года Владлен Егорович отметил свое 60-летие, в том же году Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено почетное звание народного артиста России. В Уфе, в Музее истории органов государственной безопасности, созданном при Управлении ФСБ России по Республике Башкортостан, ему был посвящен один из стендов.

В конце 2004 года Владлен Егорович тяжело заболел. Свой последний покой Владлен Бирюков обрел под Новосибирском, в городе Бердске, где прошло его детство, рядом с могилой мамы Раисы Федоровны.

Евгений СМИРНОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!