Все без исключения пророки (анбийа), познавшие секрет божественного откровения (вахи), были одарены различными милостями Хака. Некоторые проникли и наблюдали мир ангелов, некоторые познали тайны небес, некоторые были наделены способностью управлять живыми и неживыми созданиями, а некоторые наблюдали жителей рая и знамения Всевышнего.
Единственный избранный пророк, достигший самых высоких ступеней духовного развития, к которым стремится любой пророк (наби) и друг Аллаха (вали), и даже созерцавший Лик Аллаха (джамалуллах), - это Мухаммад (с.а.в.). С этой стороны он - Халилуллах - друг Аллаха, Хабибуллах - любимец Аллаха и Калимуллах - человек, к которому непосредственно обращался Всевышний.
Несмотря на то, что Мухаммад (с.а.в.) был сотворен в форме души первым, в форме материи он пришел в этот мир самым последним посланником Аллаха. В одном из хадисов говорится: "Если бы тебя не было, если бы тебя не было, Я бы не создал этот мир". Поэтому наш Пророк (с.а.в.) является причиной мироздания, и его называют "фахр-и алем". В то же время наш Пророк (с.а.в.) - милость для миров. В Коране говорится: "(О, Мухаммад!) Мы послали тебя лишь как милость для миров"[1].
Он заступник не только тех, кто восстал против Аллаха и грешников, но и пророков и их духовных наследников. В День Страшного Суда пророки обратятся к Аллаху с просьбой о том, чтобы Посланник Аллаха заступился за них. Затем, получив приказ и дозволение Всевышнего, они сами смогут заступаться за других. С этой стороны наш Пророк - "шафи-и руз-и джаза", или заступник в День суда. По этой причине он стал источником излияний (фейд) и истинного пути (хидайат) для обоих миров: в земной жизни и в другой жизни.
По этому поводу Азиз Махмуд Худаи пишет:
О, Посланник Аллаха! Твой приход - счастье для вселенной!
О, Посланник Аллаха! Твое появление - лекарство от болезни влюбленных!
Его благородное тело благоухало прекрасными запахами, отражающими Хак. Он не был просто человеком, как некоторые полагают и утверждают. Да, он человек, но человек, в котором проявлялся Всевышний, – место проявлений Хака (таджаллигах-и Хак)... Он самый совершенный раб Аллаха...
Другое имя Посланника Аллаха (с.а.в.), который являлся "печатью пророков", - хатему’льанбийа, - мирату’ль-Хак, то есть зеркало, в котором отражался Хак. В Коране Аллах так описывает нашего Пророка (с.а.в.): "Мы послали тебя свидетелем, благовестником и увещевателем"[2]. "(О, верующие!) Проявляйте покорность Аллаху и Его Посланнику..."[3]
Он - целый мир. В этом мире виден Хак, в этом мире приближаются к Хаку.
В то же время Посланник Аллаха (с.а.в.) - "живой Коран". Иными словами, коранические истины воплотились на живом примере нашего Пророка (с.а.в.). Обращая на это внимание, Всевышний говорит: "Он не говорит исходя из своего желания и пристрастия. Это (посылаемый ему Коран и его собственные слова) - только то откровение, которое ему было ниспослано"[4]. Поэтому его слова - неизменный принцип поведения. Отрицание их обязательно ведет к неверию (куфр). Своим совершенством он – совершенный человек (инсан-ы камиль). То, что Всевышний желает видеть в совершенном человеке (инсан-ы камиль), абсолютно представлено в причине мироздания - Посланнике Аллаха (с.а.в.) в самом лучшем виде. Сегодня человек сможет представлять Пророка (с.а.в.) в той степени, в какой отрешится от материи и вступит в "небытие" и будет вместе с Хаком, то есть в какой степени будет совершенным.
Исходя из вышесказанного нужно еще обратить внимание на следующий вопрос: Хаксотворил эту огромную вселенную в качестве строительного материала для мастера и архитектора, имя которого "человек". По этой причине в зависимости от совершенства человека, предающего ту или иную форму материалу вселенной, эта вселенная в целом примет соответствующий вид, приобретет какую-либо ценность, познает спокойствие и счастье.
Без сомнения, никто не может сравниться с Посланником Аллаха (с.а.в.) в совершенстве. Поэтому вселенная при его жизни переживала свой самый совершенный период. Поэтому же этот период называется "Аср Саадат" (Век счастья), или "Аср Нур" (Век света), или "Аср Хидайат" (Век истинного пути). История больше не знает примера такого совершенного поколения, как асхабы- сподвижники Пророка (с.а.в.). Их замечательный жизненный путь неповторим. Тем не менее, в какой степени люди будут осуществлять преемственность этого совершенства, в такой степени их современность станет продолжением и частью Аср Саадат (Века счастья).
Причина материального и духовного кризиса нашей эпохи заключается в том, что число совершенных наследников Посланника Аллаха (с.а.в.) уменьшилось, и даже существующим человечество противоречит. Противоречить им - значит быть лишенным архитекторов, придающих форму вселенной в направлении счастья и спокойствия.
Причина мироздания Пророк (с.а.в.) сказал: "В этой умме сорок человек будут духовно представлять пророка Ибрахима (а.с.), семь человек – пророка Муса (а.с.),три человека – пророка Иса (а.с.), один человек - меня. Они по своим ступеням властители народа"[5]. По словам Посланника Аллаха (с.а.в.), Аллах с помощью них посылает дождь, прогоняет беду и из-за уважения к ним дает пропитание людям.
В труде Шейха Туси «аль-Амали», «Басаир ад-дараджат», «Йанаби’ аль-мавадда» приводится следующее повествование от Ахмада б. Мухаммада б. Али , переданное через Имама Мухаммада аль-Бакира:
«Посланник Аллаха сказал Али: «Записывай то, что я говорю».
Али ответил: «О Посланник Аллаха, беспокоишься ли ты о том, что я забуду что-нибудь».
Посланник Аллаха: «Я не боюсь, что ты что-то забудешь, потому что я просил у Аллаха укрепления твоей памяти. Записывай их для своих товарищей.
После этого он спросил: «Посланник Аллаха, а кто такие мои товарищи?».
Посланник Аллаха ответил: «Твои товарищи – это Имамы из числа твоих потомков. Благодаря им Аллах будет посылать дождь моей умме. Благодаря им будут приниматься молитвы. Благодаря им Аллах отдалит беды от моей уммы и с неба будет ниспослана милость Аллаха». Затем он указал на Хасана и сказал: «Он будет первым из них». После этого указал на Хусейна и сказал: «Имамы будут его потомками».[6]
Предоставим последнее слово в этом вопросе Имаму Раббани:
"Существуют два пути, которые ведут к Аллаху. Первый путь связан с линией пророков (курб-у нубувват). По этому пути вернулись к Создателю сами пророки. Мир им и благоденствие... Еще их сподвижники... Второй путь - линия друзей Аллаха (курб-у валайат)... По этому пути возвращаются к Аллаху Его рабы - аулийа. Глава этого пути - Али Муртаза (р.а.). Пусть Аллах будет доволен им. Благородная ступня Пророка (с.а.в.) над его благородной головой. Имам Хасан, Имам Хусейн и Фатыма (р.а.) вместе с ним на этой ступени (макам). "[7].
Др. Хайдар Баш
[1]Сура Анбийа, 21\107.
[2]Сура Фатих, 48\8.
[3]Сура Анфал, 8\46.
[4]Сура Наджм, 53\3-4.
[5]Ахмед б. Ханбал. Китаб’уз-зухд.
[6] Амалии Шейх Абу Джа’фар Мухаммад б. Хасан ат-Туси, т. 2, с. 56; Шейх Сулайман аль-Ханафи, Йанаби’ аль-мавадда, с. 20.
[7]Мактубат-ы Раббани. 534-е письмо.
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",
Источник: Книга Др. Хайдар Баш. "Макалат. Ислам: секрет становления" pdf