Повествование на военно-морскую тему (автор неизвестен, много букв)
Искры войны
ГЛАВА 19-1
Остров Кадар. Главная база Западной эскадры Ксаль-Риумского Императорского Флота.
«Известное изречение о том, что всякая армия готовится к минувшей войне, старо так же, как и само понятие «война», и всегда было справедливо. Но особенно заметно это стало за последние несколько десятилетий, с тех пор, как стремительный прогресс изменил всю нашу жизнь, и, как всегда, военные аспекты были затронуты в первую очередь. Мы можем легко проследить эти изменения, и на их примере увидеть, что всякий раз новая техника появлялась прежде, чем мы успевали осмыслить возможности того, что у нас уже было, и разработать принципы правильного его применения.
Сначала широкое внедрение паровых машин и гребного винта избавило корабли от их давней слабости – зависимости от ветра, что само по себе полностью изменило облик морской войны. Затем появление бомбических орудий, стреляющих разрывными ядрами, вынудило обшить деревянные борта кораблей железной броней, и многопалубные линкоры эпохи парусного флота уступили место первым броненосцам.
В дальнейшем прогресс в литейном деле и металлообработке позволил сделать броню более прочной, что вынудило ставить на корабли все более и более крупнокалиберные и громоздкие пушки, причем многие конструкции по-прежнему заряжались с дула, так, как это было в эпоху паруса. Но вот появилось новое поколение артиллерии – скорострельные нарезные казнозарядные орудия – и первые же конфликты среди островных держав Восточной Коалиции показали, что в бою броненосец, вооруженный несколькими гигантскими неповоротливыми пушками старого образца, беспомощен против небольших маневренных кораблей со скорострельной артиллерией .
Должные выводы были сделаны, и на броненосцах нового поколения была установлена мощная батарея скорострельных пушек в дополнение к главному калибру. Дошло до того, что в Ксаль-Риуме было построено несколько экспериментальных броненосцев, вовсе не несущих больших орудий и вооруженных только артиллерией СК. В течение десяти лет такой подход, то есть сочетание нескольких тяжелых пушек с многочисленной скорострельной артиллерией, считался оптимальным. Но вот в 1897 году произошла новая война между Ниалленом и Каннивеном, и первые же сражения на море показали, что в реальности перестрелка ведется на дистанции гораздо большей, чем предусматривалось теорией, и артиллерия СК, использующая фугасные боеприпасы, утратила эффективность.
И вновь по всему миру, учтя опыт минувшей войны, начали создавать оружие, наиболее к ней приспособленное. Так появились дредноуты и линейные КР, снискавшие себе славу в сражениях Северной Войны, величайшим среди которых является бой у Тиварны. И хотя, казалось бы, эти корабли оправдали возложенные на них ожидания и обеспечили господство на море, их строительство после Северной Войны было свернуто. На смену дредноутам пришли быстроходные ЛК современного поколения. После некоторых экспериментов облик такого корабля сформировался, и теперь они составляют основу флотов всех крупных государств Дагериона. Типичный ЛК имеет водоизмещение не менее 40000 т; основу его боевой мощи составляют 8-12 орудий калибром от 360 до 408-мм. Надежно защищенный толстой броней, он развивает скорость порядка 30 узлов. Казалось бы, с появлением подобных плавучих крепостей военные корабли достигли предела совершенства, но так ли это на самом деле?
Проведем простой расчет. Для удобства воспользуемся как мерой золотым стандартом, единым во всех государствах. Так вот, в пересчете на золотые стандарты, строительство и оснащение корабля, соответствующего максимальному пределу ограничений, установленных Легранской Конференцией (1), обходится не менее чем в два с половиной миллиона. В то же время стоимость одного аэроплана, способного нести торпеду или крупную бомбу, не превышает двух с половиной тысяч золотых стандартов. Таким образом, на средства, необходимые для строительства одного ЛК, можно построить и оснастить 1000 – подчеркну это число, 1000! – боевых самолетов. Каковы будут шансы уцелеть у ЛК, атакованного воздушной армадой такой численности? Ответ очевиден: они не просто ничтожны, их нет вовсе.
В качестве примера может послужить эпизод, который в свое время был освещен в прессе весьма скупо, но я считаю его очень показательным. 34 Лета 1925 года, в ходе маневров Объединенного Флота, АВ «Камои» и «Нотори» провели атаку ЛК «Хаавстеррен» - одного из дредноутов, захваченных во время Шлассенской кампании. Около пятидесяти самолетов нанесли массированный удар. Оказалось достаточно трех торпед и 10 бомб калибра от 140 до 560 кг, чтобы корабль водоизмещением 26000 т затонул через два часа, и этот факт говорит о многом.
Традиционалисты предсказуемо возражают на это: «Хаавстеррен» был дредноутом эпохи Северной Войны, к тому же, после боев у Шлассена пребывал не в лучшем состоянии. Корабль был неподвижен, не отстреливался из зенитных пушек, на нем не было команды, которая вела бы борьбу за живучесть. Все это справедливо, и, безусловно, отправить на дно современный быстроходный ЛК с мощной противовоздушной защитой и надежными средствами жизнеобеспечения было бы намного труднее. Тем не менее, факт остается фактом: не построен, и не может быть построен в принципе, такой корабль, который переживет массированный воздушный налет.
Теперь рассмотрим гипотетическую ситуацию, в ходе которой ЛК столкнется с АВ. У кого из них больше шансов одержать верх в поединке, проще говоря – кто кого пустит на дно? Пушки современного ЛК способны поразить цель на максимальном расстоянии до 40000 м; 408-мм снаряд весит свыше тонны. АВ уязвим для обстрела, и хватит нескольких попаданий, чтобы уничтожить его, а при счастливом стечении обстоятельств первый же попавший в цель снаряд окажется роковым. С другой стороны, в состав воздушной группы современного тяжелого АВ входит не менее 50 ударных самолетов – торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Опытные пилоты добиваются очень высокой точности в бомбометании, а радиус действия авиагруппы, стартовавшей с АВ, составляет около трехсот миль. Иначе говоря, при скорости в 30 узлов линкору потребуется 9-10 часов, чтобы приблизиться к своему противнику на дистанцию артиллерийского огня, и лишь при условии, что АВ не будет пытаться уклониться от встречи.
Остается ответить на вопрос: сможет ли продержаться десять часов линкор, раз за разом атакуемый самолетами противника? Ответ очевиден – нет. Гораздо более вероятно, что уже первая волна атаки нанесет ему такие повреждения, что ЛК должен будет выйти из боя. Не исключено, что первой же атакой с воздуха он будет лишен хода или даже потоплен. Но даже если воздушный удар окажется безуспешным, ничто не помешает капитану АВ своевременно увести свой корабль, не подпуская противника на расстояние выстрела.
Таким образом, мне представляется очевидным, кто выйдет победителем в подобном поединке. Артиллерийскому кораблю, сколь бы совершенен и грозен он ни был, лишь исключительно благоприятное стечение обстоятельств – иначе говоря, необычайное везение – позволит приблизиться к авианесщему на такую дистанцию, с которой он может дотянуться до противника.
Поэтому я повторяю, что, строя флот, основу которого составляют линкоры нового поколения, мы очередной раз следуем древнему правилу: готовимся к войне, которая уже прошла, и…»
- Ролан! Ты что, не слышишь?
- Э? – Амадин отвлекся от брошюры и моргнул.
Он сидел на стуле у окна в небольшой комнатушке, и прямо перед ним стоял, усмехаясь, худощавый, среднего роста брюнет. Он здорово смахивал на прежнего напарника, Лангина, но гайонцы вообще похожи друг на друга – невысокие, стройные, темноволосые, смуглые. А гайонцев в имперской армии и флоте всегда было много, особенно здесь, на Западе. Когда-то Ксаль-Риум был большим городом под властью Гайона, но теперь сам Гайон стал наиболее крупной, богатой и густонаселенной провинцией Ксаль-Риумской Империи.
- Извини, Кайрен, что-то я увлекся.
- И что там такое интересное?
Амадин молча повернул книжку названием к собеседнику. Ухмылка гайонца стала еще шире.
- Ну, надо же. «Новое и старое в военном деле». Фусо Итоми. Нет лучшего занятия во время увольнительной, чем штудировать труды агинаррийского адмирала.
- Он убедительно пишет, - вступился за отставного командуюшего флотом потенциального противника Амадин Ролан. – Мне нужно в этом разбираться, раз теперь я стал пилотом в составе Его Императорского Величества военно-морского ударного корпуса палубной авиации… - ксаль-риумец перевел дух. Кто придумал такое название, интересно? Наверное, кто-то, кому по должности не требуется часто произносить его или писать на бумаге.
- Ты еще успеешь изучить эту книжку от корки до корки. Пойдем, только тебя ждут. У Латмира праздник.
- Какой? День рождения? – поинтересовался Амадин. Он всего несколько дней провел на АВ «Императрица Тамария», куда был зачислен, и еще не успел узнать всех пилотов, которых было на борту больше ста человек. «Императрица Тамария» - хотя никто из команды не называл ее иначе, нежели «Красотка Тар» - несла на борту 68 самолетов, из них 20 одноместных истребителей «Сейкер-марин», а остальные – пикировщики «Мерна» с экипажем в два человека и торпедоносцы «Альтакар», в команду которых входили пилот, штурман и хвостовой стрелок.
- Какой еще день рождения, Латмир отмечал его четыре децимы назад, - сообщил Кайрен. – Праздник в том, что богатые родственники из столицы прислали ему денег, вот он и радуется. - Амадин хохотнул.
- Ну, это, конечно, повод погулять, - ему самому такое не грозило. Родители, хоть и дворяне из старого рода, небогаты, да и желание единственного сына отправиться в действующие войска вместо того, чтобы протирать штаны на присмотренной отцом должности в марин-супериории, не вызвало у них восторга. Приходилось жить на жалование лейтенанта того самого Его Императорского Величества корпуса палубной авиации, которое было не нищенским, но и не королевским.
Вдвоем они вышли на улицу. Здесь было еще хуже, чем в помещении: там хотя бы оставалась тень, и работал вентилятор. Снаружи полуденное солнце жарило немилосердно; ощущения были такие, словно зной обрушивается на тебя сверху, подобно тяжелому грузу, и у Ролана чуть не подкосились ноги. Привычное дело, но все равно мерзко. Надо было проситься на Северный Флот, там, говорят, полегче. Неужели где-то ближе к полюсам правда существуют земли, в которых выпадает снег и вода замерзает в лед? Амадин Ролан знал, что так и есть, но здесь, на Кадаре, поверить в это было трудно.
- Парни собираются в «Очах Неведомого», - сообщил Кайрен на ходу. – Только тебя и ждем.
- Скажи, что там есть холодный аржус, и ты за мной не угонишься.
- Там все есть. Давай, вперед.
Они шагали вдоль набережной, но близость воды не приносила облегчения. Если от нее и веял хоть какой-то ветерок, Амадин этого не чувствовал. Сейчас он с радостью променял бы все богатства мира, почести и славу на стакан чего-нибудь холодного. Как мало порой нужно людям для счастья…
Кадарский порт был обширен, но сейчас в нем казалось тесно: вряд ли здесь когда-либо прежде собиралось столько кораблей. Причем лучшие места заняли ЛК, прибывшие с востока – огромные, выкрашенные в серый цвет с причудливым узором темных сине-зеленых разводов по бортам. Красивые корабли, как раз из тех, о которых писал адмирал Итоми: пара огромных башен в носу, одна в корме, по четыре длинноствольные пушки в каждой. Правда, и более старые корабли Западной Эскадры смотрелись внушительно, и они-то, в отличие от этих великанов, уже воевали, причем не в одной войне. Глядя на красавчиков с востока и на видавшие виды корабли Западной Эскадры, Амадин мысленно сравнил их с франтоватыми столичными офицерами в отутюженных мундирах и старыми ветеранами с загрубевшими лицами и кулаками в мозолях. Когда надо блистать орденами на парадах, первым равных нет, но когда дойдет до настоящего дела, большой вопрос, можно ли на них рассчитывать.
Думая об этом, Амадин усмехнулся. Ну, надо же. Всего-то дециму назад он зачислен на «Императрицу Тамарию», а уже делит Его Императорского Величества военно-морской флот на Западную Эскадру и всех остальных, которые, понятное дело, чужаки и вообще вояки второго сорта. Нелепо, но факт: вид восточников, явившихся в кадарскую базу и нахально расположившихся на правах хозяев, действительно вызывал у него раздражение.
- Над чем смеешься? – заинтересовался Кейран.
- Да так, - Амадин неопределенно передернул плечами. – Задумался.
Была здесь и «Тамария» - длинный, высокобортный корабль с надстройкой у правого борта и громоздкой, отогнутой вбок и назад трубой. Выглядела она довольно неказисто, с неуклюжим, словно на скорую руку пристроенным коробом-ангаром и полетной палубой, которую в носу и в корме подпирали снизу массивные стальные балки. Неудивительно, что команда сразу же в шутку нарекла ее «Красоткой». И снова: «Императрица Корнелия» из Восточного Флота и смотрелась эффектнее, и размерами была больше. Амадин видел людей в черных офицерских мундирах на палубе «Корнелии». Ему даже показалось, что он различает золотой блеск на погонах. Ну, точно, столичные франты, подумал лейтенант с пренебрежением, как будто сам не был родом из имперской метрополии.
- Кайрен, что ты знаешь о Матисе Гранте? – спросил Амадин.
Магистр Флота Грант с востока командовал армадой, собранной в кадарской базе. Теперь он стоял выше, чем даже префект Дэвиан Каррел, командующий Западной Эскадрой. Хотя принц Дэвиан все равно еще не вернулся из столицы, его обязанности временно исполнял начальник штаба субпрефект Тейран.
- Да ничего, - Кайрен скривился. – Заявился сюда со своими раскрашенными утюгами и командует, словно так и надо. Что-то я не слышал, чтобы он кого-то когда-то побеждал!
- Он сражался на севере в ту войну, - припомнил Ролан то, что слышал про командующего Восточным Флотом. – Говорят, успешно.
- Говорят, и рыбы летают. Вот префект Каррел знает, что надо делать, это я видел собственными глазами! – Кайрен блеснул глазами. Амадин уже успел убедиться в том, что после недавней расправы над ивирцами авторитет командующего Западной Эскадрой среди его подчиненных держится на воистину заоблачной высоте. За нежелание восхищаться принцем Дэвианом можно было схлопотать по физиономии – из-за этого в местных кабаках уже не раз случались драки с моряками Восточного Флота.
- Да, жалко, меня там не было.
- Ты много упустил, это точно, - охотно поддакнул Кайрен и самодовольно усмехнулся. – Мы расколотили этих остолопов в пух и перья! А почему ты спросил о Гранте?
- Так просто… Ведь не случайно он все еще здесь.
- Разумеется, не случайно. Все говорят об одном: со дня на день поступит приказ о начале наступления. Ивирцы у себя на островах, наверное, уже в шаровары наделали – еще бы, шутка ли, девять ЛК и два АВ! Они таких кораблей прежде и не видели. Надеюсь только, принц Дэвиан вернется на эскадру, - добавил гайонец. – А еще лучше, если его назначат командующим. Не знаю, чем там прославился Матис Грант, а наш префект уже бил ивирцев и побьет их снова. Так и будет, Амадин!
Тот примирительно поднял ладони.
- Я и не сомневаюсь…
Продолжение следует...
Примечание:
1.Легранская Конференция в 1929 году установила ограничения на характеристики новых ЛК: водоизмещение не более 48000 т и максимальный калибр орудий 408 мм (340 линий). На таких требованиях настаивала Ксаль-Риумская Империя, поскольку они соответствовали характеристикам кораблей, запланированных ксаль-риумцами к постройке. Однако, по мнению многих военных экспертов, наибольшего успеха на Конференции достигла Агинарра, которая, поддержав требования Ксаль-Риума, взамен добилась снятия части ограничений, наложенных на Объединенный Флот Шлассенским Договором 1914 года.