Московские музеи всё ещё закрыты... Но не будем унывать! Конечно, стоять перед живописной работой совсем не то, что рассматривать её изображение в интернете, зато есть время и возможность вглядеться в детали, на которые та раньше не обращал внимания.
Так произошло с картиной одного из моих любимых художников, Диего Веласкеса "Завтрак". Есть две версии, одна хранится в Будапеште, другая - в Эрмитаже, и сегодня в предлагаю присмотреться к "нашей".
Эту картину художник писал ещё совсем молодым - ему не было и двадцати. И у этого жанра впоследствии появится собственное название: "бодегон" (мн.ч. "бодегонес"), от испанского слова, означающего "трактир". Не будем сейчас вдаваться в тонкости, нам достаточно знать, что это натуралистическая бытовая сценка (и не где-нибудь, а в трактире) в сочетании с натюрмортом. Так что детали прописаны отменно! Однако то, что лежит и стоит на столе, хорошо видно и так. Давайте присмотримся к тому, что висит на стене.
А именно - воротник! Сел за стол - снял, разумеется, шляпу. а если боишься запачкать воротник, то снимай и его.
Это т.н. воротник "валона", который существенно отличался от жёсткого плоёного воротника "горгера", бывшего в моде ранее. Валоны были фламандского происхождения, и поначалу испанцам они не понравились. Во-первых, были слишком простыми - их делали из полотна, не из кружев. Во-вторых, морщили, не лежали идеально ровно (то ли дело горгера!). И, в-третьих, любви к фламандцам испанцы не питали.
Однако затем они и простые валоны модифицировали под себя, начав носить их поверх каркасов из плотной бумаги. Для каркаса было особое слово, "голилья", но так могли называть и весь ансамбль - каркас с воротником.
По свидетельствам современников, голильи были чрезвычайно неудобными – их называли "едва выносимые муки", "голова в ловушке", и т.д. Остальные европейцы считали, что именно этим воротникам испанцы обязаны своим мрачным торжественным видом. "Что бы ты не делал, выглядеть в этом ты будешь торжественно". По сути, голильи XVII века стали эквивалентом горгер эпохи Возрождения, заставляя высоко и неподвижно держать голову.
Но на нашей картине нет никаких каркасов, возразите вы. Именно!
Это аристократы мучались. А студенты, учёные, юристы, военные и небогатые идальго обходились одними воротниками. Счастливцы!
Вот захотел ты выпить и закусить - вообще воротник снял! Красота же! А вот король Карл II в 1698 отказался дать некую аудиенцию, потому что в очередной раз хворал, и, внимание, "его состояние не позволяет ему ещё носить голилью". Бедняга.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory