Найти тему
История моды с Марьяной С.

О суровых испанских воротниках, трактирах и королях

Московские музеи всё ещё закрыты... Но не будем унывать! Конечно, стоять перед живописной работой совсем не то, что рассматривать её изображение в интернете, зато есть время и возможность вглядеться в детали, на которые та раньше не обращал внимания.

Так произошло с картиной одного из моих любимых художников, Диего Веласкеса "Завтрак". Есть две версии, одна хранится в Будапеште, другая - в Эрмитаже, и сегодня в предлагаю присмотреться к "нашей".

"Завтрак", Диего Веласкес, ок. 1617. (сс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons
"Завтрак", Диего Веласкес, ок. 1617. (сс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons

Эту картину художник писал ещё совсем молодым - ему не было и двадцати. И у этого жанра впоследствии появится собственное название: "бодегон" (мн.ч. "бодегонес"), от испанского слова, означающего "трактир". Не будем сейчас вдаваться в тонкости, нам достаточно знать, что это натуралистическая бытовая сценка (и не где-нибудь, а в трактире) в сочетании с натюрмортом. Так что детали прописаны отменно! Однако то, что лежит и стоит на столе, хорошо видно и так. Давайте присмотримся к тому, что висит на стене.

А именно - воротник! Сел за стол - снял, разумеется, шляпу. а если боишься запачкать воротник, то снимай и его.

"Завтрак", Диего Веласкес, ок. 1617. (сс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons. Деталь.
"Завтрак", Диего Веласкес, ок. 1617. (сс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons. Деталь.

Это т.н. воротник "валона", который существенно отличался от жёсткого плоёного воротника "горгера", бывшего в моде ранее. Валоны были фламандского происхождения, и поначалу испанцам они не понравились. Во-первых, были слишком простыми - их делали из полотна, не из кружев. Во-вторых, морщили, не лежали идеально ровно (то ли дело горгера!). И, в-третьих, любви к фламандцам испанцы не питали.

Однако затем они и простые валоны модифицировали под себя, начав носить их поверх каркасов из плотной бумаги. Для каркаса было особое слово, "голилья", но так могли называть и весь ансамбль - каркас с воротником.

Слева - портрет инфанта Бальтазара Карлоса, Диего Веласкес, 1638. Справа - портрет дона Педро де Барбераны, с крестом Ордена Калатравы, Диего Велласкес, 1632. (сс) Wikimedia Commons
Слева - портрет инфанта Бальтазара Карлоса, Диего Веласкес, 1638. Справа - портрет дона Педро де Барбераны, с крестом Ордена Калатравы, Диего Велласкес, 1632. (сс) Wikimedia Commons

По свидетельствам современников, голильи были чрезвычайно неудобными – их называли "едва выносимые муки", "голова в ловушке", и т.д. Остальные европейцы считали, что именно этим воротникам испанцы обязаны своим мрачным торжественным видом. "Что бы ты не делал, выглядеть в этом ты будешь торжественно". По сути, голильи XVII века стали эквивалентом горгер эпохи Возрождения, заставляя высоко и неподвижно держать голову.

Но на нашей картине нет никаких каркасов, возразите вы. Именно!

"Завтрак", Диего Веласкес, ок. 1617. (сс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons. Деталь.
"Завтрак", Диего Веласкес, ок. 1617. (сс) Из коллекции Государственного Эрмитажа, Wikimedia Commons. Деталь.

Это аристократы мучались. А студенты, учёные, юристы, военные и небогатые идальго обходились одними воротниками. Счастливцы!

Вот захотел ты выпить и закусить - вообще воротник снял! Красота же! А вот король Карл II в 1698 отказался дать некую аудиенцию, потому что в очередной раз хворал, и, внимание, "его состояние не позволяет ему ещё носить голилью". Бедняга.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory