Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Ричард Доннер (1930-2021) и его "Смертельное оружие"

Свой первый фильм — "Х-15" с участием Чарлза Бронсона — Ричард Доннер (1930-2021) поставил в двадцать девять лет. Однако ни эта, ни последующие ленты 60-х годов ("Соль и перец", "Твинки") не выделили его из режиссерской массы, регулярно поставлявшей на американский кинорынок 300—400 фильмов ежегодно. Скромно прошла и первая половина 70-х годов.

Неожиданно успех принес фильм ужасов "Омен", история о ребенке-антихристе, усыновленном семьей дипломата.

-2

Казалось бы, в ленте нет ничего нового по сравнению с вышедшими ранее "Ребенком Розмари" Романа Полянского и "Экзорсистом" Уильяма Фридкина. Таинственная атмосфера, постепенное нагнетание напряженности, блеск "звезд" (Грегори Пек и Ли Ремик) — всем этим трудно удивить американскую публику. Однако "Омен" стал одним из чемпионов по кассовым сборам, и, пожалуй, не было ни одной газеты и кинематографического журнала, которые бы не откликнулись на эту картину.

-3

Видимо, режиссура Полянского с его недосказанностью, тонким балансированием на грани вымысла и реальности, европейским психологизмом (при всем том, что "Ребенок Розмари" не был коммерческим аутсайдером) оказалась для значительной части "средних" американцев слишком сложной, а "Экзорсист" Фридкина — вызывающе натуралистическим и грубым. У Доннера "дьявольские" сцены сделаны не столь эпатажно, а сюжет излагается четко и внятно, без изысканной психологичности, что вполне устраивает зрителей, склонных к "золотой середине" развлекательного кино, к его добротному, усредненному варианту. Добавим сюда моду на мистику и шумную рекламу.

Купоны с успеха "Омена" попытались состричь Дон Тейлор ("Дэмиен: Омен-2") и Грэм Бей-кер ("Финальный поединок"), однако профессионально эти ленты выглядят гораздо слабее.

-4

Сам Ричард Доннер не стал размениваться на продолжение своего оккультного детища, а взялся за экранизацию весьма популярных фантастических комиксов о летающем человеке. "Супермен"-боевик, собравший под свое крыло Марлона Брандо, Сьюзен Йорк, Валери Перрен, Марию Шелл, Теренса Стэмпа, Тревора Ховарда, — рассказывает о благородном инопланетянине, помогающем людям в критических ситуациях, когда, к примеру, надо одолеть мерзкого злодея (Джин Хэкман), вознамерившегося устроить атомный взрыв. В миру Супермен (Кристофер Рив) скромный и даже застенчивый клерк, нежно влюбленный в красавицу Луис (Марго Киддер). Но стоит ей отвернуться, как он, накинув на плечи алый плащ, со скоростью ракеты взлетает под облака, чтобы снова мчаться туда, где требуется его помощь...

-5

Комбинированные съемки выполнены безукоризненно, но главное — изрядная доза юмора, которой Доннер разбавил сказочный сюжет. Именно эта, комедийная сторона "Супермена" пришлась по душе одному из самых знаменитых английских режиссеров 60-х годов Ричарду Лестеру, который взялся продолжить сериал. При этом произошла удивительная вещь: лестеровские серии "Супермена" получились, как мне кажется, удачнее "первоисточника" Доннера. Они поставлены с большой фантазией и выдумкой, с хорошим чувством стиля и ритма.

-6

А у Ричарда Доннера началась полоса неудач. Вопреки ожиданиям он снял несколько вполне заурядных лент, в том числе римейк французской комедии "Игрушка", уступающий легкому и изящному оригиналу Френсиса Вебера по всем статьям. Картина Доннера получилась тяжеловесной, почти не смешной, а сыгравший главную роль актер Ричард Прайор во многих сценах выглядел просто нелепо.

Однако, судя по всему, Ричард Доннер умеет "держать удар". В середине 80-х он ставит приключенческую комедию в спилберговском духе "Балбесы", а в картине "Леди-ястреб" вновь обращается к сказочному сюжету.

-7

Романтические персонажи — мужественный рыцарь (Рутгер Хауэр), наивный подросток (Меттью Бродерик), белокурая красавица (Мишель Пфайффер), превращающаяся в волшебную птицу — приносят успех обеим картинам, рассчитанным прежде всего на подростков. Не последнюю роль сыграла здесь удивительная цветовая гамма рассветов и закатов (работа итальянского оператора Витторио Сторраро).

-8

Но лучшим фильмом Ричарда Доннера стал полицейский триллер —  "Смертельное оружие" (потом у него было еще три продолжения) с участием Мела Гибсона и Денни Гловера, снова поднявший режиссера на гребень популярности.

-9

Последовавший за этим "Превратившийся в Скруджа" с Биллом Мюрреем в заглавной роли сочетал сентиментальные и комедийные эпизоды. Поучительное повествование о судьбе телебизнесмена-деспота, пришедшего к раскаянию, выдержано в духе традиционной рождественской сказки. Что ж, Ричард Доннер еще раз подтвердил свою репутацию "жанрового" режиссера...

Александр Федоров, 1992, 2021