Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Эннио Морриконе (1928-2020)

Эннио Морриконе, наверное, можно назвать самым знаменитым  кинокомпозитором не только в Италии, но и во всем мире. В коллекции его наград - премия «Золотой глобус» за музыку к драме Ролана Джоффе «Миссия» (1986), «Грэмми» за «Неприкасаемых» (1987) Брайана Де Пальмы, престижный итальянский киноприз «Давид Донателло», десятки золотых и  платиновых дисков. Кроме того Эннио Морриконе дважды получал премию «Оскар» и множество иных призов...

В 1995 году Нью-Йоркская компания DRG Records выпустила полное собрание сочинений Эннио Морриконе - 275 (!) компакт-дисков с записями музыки к итальянским, французским и американским фильмам, а также хоралов концертных композиций для симфонических и камерных оркестров и сочинений для различных инструментов. Элементарные подсчеты показывают, что длительность звучания музыки маэстро Морриконе составляет в целом более 300 часов.

-2

С 50-х до первой половины 60-х годов Морриконе сочинял блестящие аранжировки для Марио Ланца, Джанни Моранди, Шарля Азнавура и Пола Анка. Работа со звездами эстрады приносила не только популярность, но и приличный доход, однако в конце концов Морриконе стало тесно в рамках «шлифовщика» чужих мелодий. Как раз в это время итальянский режиссер Лючано Сальче, который хорошо знал Морриконе по их совместным театральным работам, попросил Эннио написать музыку к его фильму «Федералист» (1961). Эта картина и стала началом новой киномузыкальной карьеры будущей знаменитости.

Впрочем, встреча Морриконе с главным режиссером его жизни - Серджо Леоне - состоялась только через три года после этого события. Вот как рассказал об этом сам композитор в интервью американскому журналу Cineaste:

-3

- Леоне - он слышал мои песенные аранжировки, видел пару картин с моей музыкой - пригласил меня на вестерн «За пригоршню долларов». Ему нравилось, как я использовал свист в ведущей музыкальной теме. В последующих своих фильмах Леоне придавал громадное значение музыке, больше, чем другие режиссеры, с которыми я работал. Для него музыка действительно была важнее сюжета, диалога и иных компонентов фильма. Вот почему он всегда хотел, чтобы я писал музыку еще до постановки картины, чтобы потом снимать многие эпизоды под музыкальную фонограмму. Для него музыка была элементом драматической экспрессии. Леоне был одним из лучших моих друзей.

-4

Творческое содружество Леоне и Морриконе с каждым новым фильмом становилось все более гармоничным, а его итогом стала сага «Однажды в Америке» (1983), для которой Эннио Морриконе написал целую симфонию, где есть и дымка ретро-ностальгии, и чарующая грусть, и драматическая напряженность, и горький трагизм...

Увы, описать свои впечатления от музыки на экране – задача практически невыполнимая. Недаром Морриконе не раз говорил, что он пока еще не встречал критической статьи, где бы его музыка анализировалась на достойном ее уровне. Но брать на себя работу критика, писать музыковедческие труды и т. п. Морриконе не собирается. Он убежден, что композитор не должен рассматривать фильм с точки зрения кинокритика или музыковеда, главное для него - доверять своим чувствам...

-5

Эннио Морриконе очень тонко чувствует тембровую окраску и каждого музыкального инструмента, и человеческого голоса, который, по его словам, представляет собой «необычный инструмент, звучащий прямо из души, что придает ему неповторимую выразительность...»

Морриконе не только прекрасный мелодист, но и блестящий аранжировщик (вот где пригодилась «школа» 50-х годов!). Часто бывает, что его музыка интереснее и глубже, нежели фильм, для которого она написана. «Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера, на мой взгляд, особенно яркое тому подтверждение.

-6

Жан-Поль Бельмондо и Робер Оссеин играют в этом фильме асов разведки, старых приятелей, которых судьба поставила по разные стороны барьера. В кульминационной сцене они встречаются один на один и, с револьверами в руках, молча смотрят друг другу в глаза... И здесь, благодаря печальному драматизму мелодии Эннио Морриконе, возникает эмоциональное поле, проявляющее скрытый потенциал сюжета...

-7

В другом фильме действия - «Неистовом» (1987) Морриконе повезло гораздо больше: режиссер Роман Поланский превосходно сумел расставить музыкальные акценты в своей тонкой стилизации под классический триллер a’la Хичкок. Тревожащие аккорды музыки Морриконе, которые порой едва прослушиваются сквозь шум парижских улиц, сменяются затем одиноко звучащими минорными пассажами, а в финале картины, когда главный герой в исполнении Харрисона Форда окончательно понимает, как мало стоит человеческая жизнь в этом жестоком мире, волна звуков накатывает на нас, удерживая наши чувства на некоем высшем эмоциональном пике...

Эннио Морриконе везет на режиссеров. Он работал с лучшими итальянскими мастерами - Пьером-Паоло Пазолини, Мауро Болоньини, Марко Белоккио, Бернардо Бертолуччи, братьями Тавиани, Джулиано Монтальдо, Элио Петри, Карло Лидзани. Одним из друзей Эннио Морриконе стал режиссер Джило Понтекорво, с которым он работал в фильмах «Битва за Алжир» (1965) и «Кеймада!» (1969): «Понтекорво может иногда что-то не устраивать в моей музыке, - говорит композитор, - но когда я спорю с ним, он всегда уважает мое мнение».

-8

Участие Морриконе в левых, политических ангажированных фильмах Бертолуччи, Белоккио, Понтекорво и особенно Петри и Монтальдо долгое время давало повод советской кинокритике почти безоговорочно («антисоветский» «Змей» Анри Вернея явно выбивался из этого ряда) причислять композитора чуть ли не к последовательным сторонникам Грамши и Тольятти. Однако Эннио Морриконе никогда не был политиком, и в кинематографе его всегда привлекала возможность выразить себя в самых разных жанрах и темах.

- Когда режиссер звонит мне, я всегда знаю, что могу ему дать, - говорил Эннио Морриконе. – Мы спорим. Иногда приходим к общему мнению почти сразу, иногда наши взгляды расходятся, порой мы идем на компромисс. Обычно я трачу на музыку к фильму полтора месяца, но нередко - значительно меньше... Я люблю писать музыку и делаю это с радостью...

Еще с конца 60-х Морриконе стал писать музыку не только к итальянским и французским, но и к американским картинам. Так, в 1970-е годы он успешно работал с Джоном Бурмэном («Экзорсист-2:  Еретик», 1977) и Теренсом Маликом («Дни жатвы», 1978).

-9

Однако настоящий «американский период» в творчестве Эннио Морриконе начался в 80-х, когда он после триумфа музыки к фильму «Однажды в Америке» (1983) записал удивительную фонограмму к «Миссии» (1986) Ролана Жоффе, сочетавшую мелодику Ренессанса и фольклорные мотивы латиноамериканских индейцев.

Дальше были встречи с Брайаном Де Пальмой («Неприкасаемые», 1987, «Жертвы войны», 1989), Уильямом Фридкиным («Бешенство», 1987), Барри Левинсоном («Багси», 1991), Вольфгангом Петерсеном («На линии огня», 1993), Майком Николсом («Волк», 1994)...

Успешная «американизация» Эннио Морриконе нисколько не повлияла на его работу с европейскими режиссерами: «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе или «Свяжи меня» Педро Альмодовара доказали, что сокровищница волшебных мелодий маэстро была  неиссякаема...

И я с удовольствием вспоминаю те минуты, когда мне удалось выразить свое восхищение Эннио Морриконе лично, когда он буквально на пару дней прилетел в Москву на церемонию "Золотого Орла"...

Александр Федоров, 1996, 2020