Найти тему

Сколько должен был писать советский писатель? Два примера – Ю. Коваль и Л. Пантелеев.

299 прочитали

Юрий Коваль
Юрий Коваль

Сколько должен писать известный автор? Наверное, не много, не мало, а в меру, так сказать. Слишком много это получается уже что-то вроде Дарьи Донцовой, с соответствующим качеством. Если у известного писателя немного работ, то очевидно, он не всю свою жизнь и посвящал именно литературной работе. Как примеры, это Василий Шукшин и Валерий Приемыхов – Шукшин вошел и в школьную программу, но все-таки они оба больше известны как актеры и режиссеры. Немаловажным является и материальный вопрос, ведь если писатель пишет мало, то явно это не должно (да и просто логически не может) являться основным источником доходов и, собственно, существования – ведь писателю, как и любому другому человеку в любом государстве надо на что-то жить.

Если сейчас при «диком капитализме» все относительно ясно, то вот в СССР порой встречались удивительные случаи. Рассмотрим и сравним, вкратце, творческое наследие двух известных советских писателей – Юрия Иосифовича Коваля и Л. Пантелеева (Алексея Ивановича Еремеева).

Смотрим на библиографию Юрия Иосифовича Коваля. Очень серьезный советский писатель. Образование соответствующее, педагогическое – учитель русского языка, литературы, истории, а также рисования. После института работал учителем, публиковаться стал с 1964 года, вот в журналистике работал совсем немного (полгода в журнале «Детская Литература»), полностью посвятив себя писательству. Библиография впечатляет – более 10 повестей и романов, несколько обширных циклов рассказов и миниатюр, отдельные рассказы, сценарии. Есть экранизации, как кинофильмы, так и мультфильмы. Наследие писателя достаточно обширно и известно, сразу видно, что Юрий Коваль все свое время уделял писательской работе.

Юрий Коваль
Юрий Коваль

Если касаться материальной стороны дела, то такой труд (востребованный и популярный в советском обществе) вполне должным образом и оценивался – ведь другой работы у Юрия Коваля не было, значит он жил только на доходы со своего творчества. Грубо говоря, в случае Юрия Коваля ясно видно, за что именно государство платило - писал человек очень много, объемно, интересно и популярно. И все его работы до сих пор востребованы у читателей.

А вот другой пример советского писателя – Алексей Иванович Еремеев, более известный по творческому псевдониму Л. Пантелеев (Л. не расшифровывается), написавший всеми любимую «Республику ШКИД» в соавторстве с Г. Белых. Если же задать вопрос – «а что еще написал Пантелеев уже самостоятельно, не в соавторстве?», то на него ответит далеко не каждый читающий человек. По существу, в формате большой прозы есть еще только «Ленка Пантелеев» - автобиографическая повесть, неоднократно издававшаяся, но и близко не повторившая успех «Шкид». Есть еще две повести – «Наша Маша и «Я верую», но они представляют интерес больше для литературоведов, а не широкого круга читателей.

Есть у Пантелеева несколько очень хороших детских рассказов для самых маленьких и детей постарше – «Честное слово», «Пакет», «Шкидские рассказы», разумеется, еще несколько. И… все. Довольно мало для писателя прожившего столь долгую жизнь, Пантелеев скончался в 1987 году. В нашей Википедии, запомнилась одна фраза «После войны много пишет». Я не поленился и здесь же подсчитал насколько много. Рассказы, сказки, статьи, общим числом 52 работы после 1945 года. То есть можно было считаться советским писателем выдавая чуть более одного рассказа (иногда совсем крохотного) в год.

 Если сейчас при «диком капитализме» все относительно ясно, то вот в СССР порой встречались удивительные случаи.-4

Возникает резонный вопрос – а… какие доходы можно получать с одного детского рассказа в год? И можно ли на них, в принципе, жить вместе с женой и ребенком? Причем трудовая биография Л. Пантелеева и после войны недостаточна ясна, можно лишь предполагать, что он работал в газетах и журналах, но по-видимому это была исключительно техническая работа, иначе должно было остаться значительное количество статей и заметок, опубликованных в периодических изданиях, а их опять же нет. Или же только гонорары опять же с неоднократных изданий «Республики ШКИД» и «Леньки Пантелеева», но все же в СССР действовали иные правила чем на Западе. В этом случае уже не совсем ясно, почему человек считался писателем, точнее, может быть стоило уже вносить оговорки – «после войны писал очень мало, известен в основном, по своим довоенным произведениям?» И за что в этом случае платило государство?