Найти тему
1520. Все о путешествиях

РЖД отреставрировали старую электричку и возят москвичей за 500 рублей. Мои впечатления от ретро-поезда «Яхрома»

В Москве появилась зимняя ретро-электричка. Она ходит с Савеловского вокзала до станции Яхрома, расположенной неподалеку от горнолыжных курортов. Электричка ориентирована в первую очередь на лыжников, но обязательно вызовет интерес и у других групп пассажиров.

Ретро-электричка «Яхрома» на Савеловском вокзале в Москве
Ретро-электричка «Яхрома» на Савеловском вокзале в Москве

Пожар – не помеха

Электричка носит название «Яхрома». Я уже слышал в двух местах шутку, что, мол, «я хрома» – не лучшее название для поезда к горнолыжным курортам. Но Яхрома – это название станции, и произносится оно с ударением на «я».

Электричка «Яхрома» ЭР2К 980 на Савеловском вокзале Москвы 1 января 2021 года
Электричка «Яхрома» ЭР2К 980 на Савеловском вокзале Москвы 1 января 2021 года

Электричка сделана на базе рижских «кругломордых» электропоездов ЭР2К. В регулярной эксплуатации их, к счастью, не осталось. Электрички эти устарели и морально, и физически. Громкие, неуютные, без туалетов и кондиционеров… Я удивился, когда узнал, что из такого специфического поезда решили сделать элитный экспресс. Но получилось в итоге хорошо. Об этом ниже.

О том, что в Москве появится ретро-электричка, заговорили еще летом. Был даже пробный заезд. В кабине за контроллером заметили замглавы РЖД Дмитрия Пегова, который в последнее время делает очень многое для развития пассажирских перевозок в России, в том числе туристических и ретро-маршрутов.

Изначально планировали запустить электричку в начале декабря. Ее сделали на базе петербургского электропоезда ЭР2К-980, который уже несколько лет, как был перекрашен в исторический зеленый цвет, но назывался «Сочи». Однако буквально за несколько дней до запуска поезда в регулярную эксплуатацию, когда электричка находилась еще в Петербурге, произошел пожар. Сгорело несколько вагонов. В итоге старт пришлось отложить.

Последствия пожара в электропоезде ЭР2К 980. Фото: соцсети
Последствия пожара в электропоезде ЭР2К 980. Фото: соцсети

В Петербург пригнали дополнительные вагоны из Тульской области и даже из Сибири и спешно отреставрировали. Так что теперь на вагонах электрички видны разные номера.

Не только электричка, но и желтые «Икарусы»

Идея электрички в том, чтобы быстро доставить любителей горнолыжного спорта к одному из четырех курортов, расположенных в окрестностях Яхромы. Покупая билет на поезд, люди покупают не просто вид транспорта из пункта А в пункт Б, но и целостное впечатление от поездки, эдакое ностальгическое путешествие, объясняют железнодорожники.

По пути из Москвы поезд останавливается на платформе «Турист» и непосредственно на станции «Яхрома». От этих станций до курортов туристов развозят ретро-автобусы «Икарусы» – еще один аттракцион для пассажиров. От «Туриста» автобусы ходят до центра имени Тягачева, от «Яхромы» до курортов «Сорочаны», парка «Волен» и парка «Яхрома».

Ретро-автобусы «Икарусы» на станции Яхрома в Подмосковье
Ретро-автобусы «Икарусы» на станции Яхрома в Подмосковье

Приобрести билет можно на сайте РЖД или в кассе на Савеловском вокзале. Станцией отправления нужно выбрать Москву (Савеловский вокзал), а вот пунктом назначения, если хотите воспользоваться бесплатным «Икарусом», стоит выбирать не «Турист» или «Яхрому», а название горнолыжного курорта, куда едете.

Перевозчик, обслуживающий электричку, – непосредственно РЖД, а не ЦППК. Так что за билет, оформленный на сайте РЖД, можно даже получить баллы «РЖД Бонус». К сожалению, если в обратную сторону вы будете покупать билет непосредственно у проводника в электричке (такая возможность тоже есть), то бонусы вам не начислят.

Для лыжников, которые хотят ездить регулярно, на Савеловском вокзале открыли камеру хранения для лыж.

Настоящее ретро

Электричка состоит из восьми вагонов. Билеты в вагоны с первого по четвертый можно купить с указанием места, с седьмого по десятый – без мест. Пятого и шестого вагона пока нет. Возможно, позже добавят.

Снаружи электричка выглядит весьма добротно. Приятный темно-зеленый оттенок – настоящее ретро. Интересно, что пассажиры, видимо, еще не отвыкли от такой раскраски и не воспринимают ее как нечто необычное. Я видел, как пара человек на Савеловском вокзале попытались сесть в этот поезд, как в обычную пригородную электричку. «Ну и что, что зеленая».

Однако в реальности здесь все устроено, как в настоящем поезде дальнего следования. Есть проводники, которые при посадке проверяют билеты и документы.

Внутри вагонов тоже все сделано «с иголочки». Установлены новые деревянные скамейки. Как раньше, только лучше. Уют в вагонах создают занавески на окнах. Есть специальные подставки под стаканы. В некоторых вагонах есть биотуалеты, оборудованы места для перевозки лыж.

В каждом вагоне есть бесплатный кипяток. В стоимость проезда включен чай – черный или зеленый, с фирменным сахаром «Яхрома». Есть лоток с бесплатной прессой.

Для оформления вагонов изнутри использовали фотографии советских времен и агитационные плакаты, призывающие «вставать на лыжи». Кое-где на стенах закреплены лыжи из прошлого, в том числе «Сортавала». Это, я полагаю, привет другому ретро-проекту РЖД «Рускеальскому экспрессу» – поезду, который ходит из карельской Сортавалы. В каждом вагоне сделали несколько usb-разъемов для зарядки телефонов. Находятся они, правда, далеко от сидений, при входе в вагон. Так что телефон придется сторожить.

Билеты на «Яхрому» стоят по 300 рублей в рабочие дни и по 500 в выходные. Помимо чая и проезда до курортов на «Икарусах» в стоимость включена возможность покупки «ски-пассов» со скидкой. Для сравнения – проезд на обычной электричке по «Тройке» от Савеловского вокзала до Яхромы стоит 128 рублей.

Что касается времени в пути, то все зависит от рейса – по будним и выходным дням расписание немного отличается. Однако в большинстве случаев, несмотря на то что «Яхрома» идет без остановок, время сэкономить не удастся. Это связано с тем, что на большей части дороги – от Москвы до Лобни – электричка зажата поездами Московского центрального диаметра (МЦД) D1 и не может разогнаться.

В обратную сторону «Яхрома» дополнительно останавливается на «Окружной», но только для высадки пассажиров. Двери, которые не контролируются проводниками, блокируют, и они не открываются. Так что вбежать на «Окружной», чтобы на халяву прокатиться на красивом поезде хотя бы десять минут до Савеловского вокзала, не получится.

-10

Если вы не катаетесь ни на лыжах, ни на тюбингах (а «ватрушки» есть на многих курортах), то «Яхромой» можно воспользоваться для путешествия в Дмитров. До него от Яхромы – всего одна станция. Можно пересесть на простую электричку и доехать. Или просто устроить себе поездку ради электрички – в одну сторону на ретро, в другую – на простой.

Кстати, в самой Яхроме к запуску ретро-поезда построили новый вокзал. Внутри все красивое, деревянное. Есть лавки, розетки, касса дальнего следования и буфет.

Я видел в Сети скептические комментарии о том, что «РЖД хочет срубить бабла и запускает старое ведро как элитный ретро-поезд для богатых москвичей». Если не проехать на «Яхроме», то, возможно, со стороны может показаться именно так. Но в реальности все иначе. Поезд выглядит очень добротно и от поездки на нем у меня остались только приятные впечатления. Даже придраться не к чему.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц